Чем еще, кроме своих внушительных кассовых успехов, интересен этот кинокомикс? Кинообозреватель «Учительской газеты» Александр Нечаев нашел пять причин посмотреть «Войну бесконечности», даже если вы никогда не были поклонником голливудских блокбастеров.
1. За 10 лет своего существования вселенная кинокомиксов студии Marvel пополнилась 18 полнометражными фильмами. «Война бесконечности» - 19‑й фильм франшизы. На данный момент именно «Мстители» - самый популярный в истории кинематографа киносериал. Он с необычайной легкостью сместил с трона франшизу о Джеймсе Бонде, стартовавшую еще в 60‑е. Второе десятилетие XXI века применительно к поп-культуре очень скоро наверняка назовут «эпохой «Мстителей» - настолько велико влияние этого кинокомикса как на бизнес-механизмы киноиндустрии, так и на эстетику современного блокбастера. Вообще если задаться целью посмотреть за год только один голливудский блокбастер, то выбрать, разумеется, стоит «Мстителей». Это квинтэссенция крупнобюджетного американского кино наших дней, дающая исчерпывающее представление о его состоянии.
2. Как раз это состояние - вторая причина. Автор этих строк не принадлежит к ярым фанатам «марвеловской» франшизы. Однако нельзя не отдать студии должное: определенный уровень качества она держит практически всегда. А фирменную стилистику выдерживает и вовсе в 99 процентах случаев. Речь о постмодернистском коктейле, главными ингредиентами которого становятся самоирония и размашистый экшен. То есть «Мстители» - разумеется, аттракцион. Но и в этом аттракционе есть моменты, рассчитанные на неглупого зрителя. Впрочем, драму «Марвел» из комиксов, памятуя об их изначальной природе, никогда не делает. Когда-то первые фильмы франшизы возникли в противовес опусам Кристофера Нолана о Бэтмене - мрачным и начисто лишенным юмора картинам, где персонажей графических романов пытались превратить в героев шекспировских трагедий. «Марвел» до сих пор прилагает все усилия, чтобы не стать похожим на своих стилистических антагонистов.
3. Современный комикс - давно уже не просто книжка с картинками. При желании из комиксов наших дней можно вычленить массу актуальных смыслов. Скажем, вышедший два года назад фильм «Капитан Америка-3» (картина из вселенной «Мстителей») в первую очередь был размышлением о том, что Америке делать со своей суперсилой, если она превратилась в лом, против которого ни у кого нет приема. Единая команда супергероев раскололась по ключевому вопросу: нужно ли им согласовывать свои операции за рубежом с ООН или они настолько уверены в своей правоте и непогрешимости, что могут устроить конец света во имя окончательной и бесповоротной победы сил добра? Капитан Америка (солдат американской армии, получивший сверхспособности в результате секретного эксперимента времен холодной войны) настаивал на праве применять силу без международного мандата, Железный человек (он же миллиардер-гедонист Тони Старк, разбогатевший на производстве и продаже оружия) выступил за ограничения. Этот раскол, очевидно, срез американского массового сознания, попытка Америки посмотреть на саму себя и выслушать извечный спор партий «патриотов» и «либералов». «Война бесконечности» тоже предлагает любопытное пространство для трактовок. Главный злодей - межгалактический тиран Танос - задался целью уничтожить половину жителей всех обитаемых планет. У команды мстителей нет иного выбора, кроме как дать Таносу бой. И вот тут начинается самое интересное. Главная идея борьбы мстителей с Таносом заключается в том, чтобы не допустить разрушительной битвы с ним на территории Америки.
4. Еще несколько лет назад невозможно было представить себе голливудский блокбастер без хеппи-энда. Счастливый конец - один из нерушимых канонов развлекательного кинематографа. Однако студия «Марвел» и до «Войны бесконечности» уже несколько раз подступалась к тому, чтобы финал блокбастеров не был совсем уж сладким. Упомянутый «Капитан Америка-3» обрывался на конфликте вроде бы положительных героев, которые готовы были вцепиться друг другу в глотки - не случайно подзаголовок у того фильма был «Гражданская война». В прошлом году «Тор-3» завершился уничтожением Асгарда, обители скандинавских богов.
5. С другой стороны, смерть во вселенной «Марвел» вовсе не означает окончательного исчезновения персонажа. Пожалуй, «Мстители» служат наилучшим доказательством того, о чем уже полвека твердят исследователи поп-культуры. Они придумали тезис, гласящий, что комиксы - это, в сущности, современный эпос. А его персонажи, наделенные сверхспособностями, - это боги и герои эпохи постмодерна.