Часто в школе можно услышать: «Тетрадь - твое зеркало». Но прежде всего тетрадь - зеркало учителя. Именно мастерство педагога влияет на формирование каллиграфического письма у школьников. Казалось бы, зачем сейчас, в эпоху онлайн-тестов, онлайн-олимпиад, общения через компьютеры и смартфоны нужно писать красиво, аккуратно, учитывая наклоны, чистоту письма? Современные дети прекрасно разбираются в тех вещах, которые нам, взрослым, подчас сложно осилить: они на «ты» с гаджетами, умеют быстро находить нужную информацию, у них прекрасно работает логика, но вот почерк… А причина в том, что чистописанию сегодня уделяется всего 3 минуты на уроке русского языка, за которые школьники успевают заполнить 1‑2 строчки элементами букв и буквосочетаний. Прописи слишком упрощены и почти не используются, перьевые ручки канули в Лету, их сменили шариковые и гелевые… А ведь когда-то чистописание было отдельным предметом, занимались им с 1‑го по 3‑й класс, и результатом этого труда и усердия был красивый, читаемый почерк. Никакого чуда, но результат… ахнуть можно от удивления!
Тем не менее почерк - наша визитная карточка. Он может рассказать о своем хозяине очень многое. Связь между особенностями почерка и эмоциональным состоянием пишущего обусловлена тем, что моторные движения руки управляются мозгом и несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем. А ведь возможна и обратная связь - правильное, аккуратное письмо способно повлиять на состояние мыслительных процессов человека, его настроение. Сегодня люди с красивым почерком редкость. Четкий и ясный, красивый и ровный почерк - признак культуры общения, в нашем случае между учителем и учеником. Овладение процессом письма часто осложняется тем, что у детей 6‑7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам - непременной составляющей письма. Кроме того, у маленьких учеников еще не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звуко-буквенного анализа, что создает дополнительные трудности при овладении письменной речью.
Неумение правильно изображать детали букв и сами буквы связано не только с неподготовленностью и неуверенностью руки, глазомера, но и с особенностью восприятия и запоминания изображаемого элемента или графемы. Поэтому, чтобы запомнить правильно графему, необходимо создать для детей зацепки, опоры для памяти (эмоциональные, осязательные, зрительные и т. д.). Учитывая этот фактор, педагоги должны уделять особое внимание правильности подачи материала и формированию алгоритма написания буквы. Этими навыками дети успешно овладевают при сформированных в достаточной степени высших психических функциях, особенно зрительно-моторной координации. Если этого нет, то в первую очередь следует заниматься развитием тех функций, на которых базируется сложный навык письма.
Недавно мне в руки попало замечательное издание - тетрадь Тамары Вивиановны Игнатьевой «Чистописание», которую выпустило известное издание учебной литературы «Экзамен», с разлиновкой для постановки и коррекции почерка. На первый взгляд, показалось, что нечто подобное я уже видела, но при более пристальном и внимательном рассмотрении высоко оценила целый ряд особенностей и несомненных достоинств этого учебного пособия, доскональную продуманность каждой страницы, вдумчивую, кропотливую и высокопрофессиональную работу над изданием автора и технического редактора.
У ребенка при такой разметке не возникает вопросов, какой высоты должны быть большие буквы, на каком уровне должно происходить соединение букв, каковы ширина письменных графических элементов и размер отступа.
Данное учебное пособие состоит из четырех тетрадей, в которых последовательно, методически грамотно выстроен процесс обучения детей непростому умению письма. Каждая рабочая тетрадь содержит 32 страницы. Тетради по чистописанию отличаются систематизированным подходом к формированию почерка учащихся, что является одной из главных задач начальной школы. Автор использует для этого разнообразные приемы: это и копировальный метод, и метод визуализации. Росчерки вносят в процесс обучения элемент творчества, художественной изобретательности, тренируют глазомер, укрепляют мускулатуру кисти руки и совершенствуют пространственную ориентацию.
В рабочей тетради №1 есть страница с написанием всех букв алфавита. После чего отдельно уделяется внимание каждой из букв алфавита. До написания целой буквы предлагается освоить ее элементы, что помогает детям писать буквы ровно и с правильным наклоном. Слоги и буквосочетания помогают отработать правильность верхних и нижних соединений. После отработки соединений дети приступают к написанию слов, в каждом из которых встречаются эти буквы, а в заключение этого обучающего курса пишут предложения с содержанием этой буквы. Например, при работе с буквой ю на первых строчках отрабатывается написание элементов букв, на второй и третьей - буквосочетания с верхним и нижним соединениями - ню, тю, пю, юн, юп, ют. Слова любовь, любимый, любить закрепляют умение детей при письме. А предложение Самая юная ласточка юркнула в гнездышко развивает не только написание буквы ю, но и орфографическую зоркость. Работая с детьми над предложениями, учитель имеет возможность предложить свои задания. Например, в части 3 в предложении Ох, и хорош же хрустящий душистый хлебушек можно акцентировать внимание учеников на шипящих и дополнить задание: Найдите и выделите все шипящие звуки или: В каком слове встречается орфограмма гласная «и» после шипящих?
Нельзя не заметить, что предложения, подобранные в тетрадях, часто несут воспитательную составляющую. Например, такое (в 3‑й части):
Подойди к доске, возьми мелок, напиши, пожалуйста, дружок, самые прекрасные слова: мама, школа, Родина, Москва. (В. Приходько)
После написания предложения учитель может провести беседу о том, почему эти слова автор называет прекрасными; поинтересоваться у детей, какие еще слова они могли бы написать в этом ряду.
Отмечу смысловую, содержательную продуманность подобранных автором пособия текстов и предложений: все они не случайны, позитивно влияют на развитие словарного запаса и обогащают образное мышление детей. Так, очень удачно в учебный процесс встроены пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки:
Собирай по ягодке, соберешь кузовок. Каждому свой край сладок.
У Фани - фуфайка, у Феди - туфли. Ща-ща-ща, я несу с собой леща.
Автор привлекает и фрагменты стихотворных произведений классиков детской литературы. Например, двустишие из стихотворения Самуила Маршака:
Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
Или же четверостишие из стихо­творения Елены Благининой:
Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную-цветную
На лугу подстерегу.
В заданиях присутствует и актуальный здоровьесберегающий компонент. Так, хорошим напоминанием о правильной осанке являются иллюстрации из 1‑й тетради. Мальчик и девочка прописывают буквы за партой, при этом держат спинку прямо, тетрадь под наклоном. Над иллюстрацией надпись: «Тетрадь положи правильно!»
Иллюстрации в тетради подобраны тематически к предложениям и текстам и тоже предлагают детям различные задания, которые формируют правильное написание письменных графических элементов. На каждой странице даны рисунки, в которых нужно дописать или дорисовать различные буквы, петельки, палочки и крючочки. Такие рисунки, предполагающие повторение элементов букв, служат дополнительным стимулом к развитию графической памяти учащихся. В верхней части страницы рисунки изображены в синем цвете и не предполагают работы со стороны ребенка. А в нижней части они с серыми и черными контурами, что вызывает желание у ребенка и без задания самому обвести, дорисовать и закрасить изображение цветными карандашами. Ни письмо ручкой, ни закрашивание карандашами в принципе не требует объяснения взрослого. То, что нужно сделать, показывает значок - пиктограмма - на полях тетради. Написать - знак пера; нарисовать, закрасить - карандаш. Если ученик, выполняя задание первый раз, не обратит внимания на знаки, взрослому стоит дать ребенку такую подсказку. Тогда, уж поверьте, начиная со следующей страницы дети активно включатся в эту работу и будут с удовольствием сначала прописывать элементы букв, работать с предложениями и текстом, а потом работать с рисунками, а вам останется только одобрить этот процесс.
Только помните, «Чистописание» такой задачи не ставит, это всего лишь прием для привлечения интереса к заданию. А вот что особенно важно, это работа по строкам, которая будет требовать вашего контроля.
В тетрадях «Чистописание» учтены задания для контроля умений и навыков учащихся. Так, во второй и четвертой частях даны два текста для контрольного списывания, в третьей - диктант. Согласитесь, когда текст вызывает эмоциональный отклик, работа с ним протекает гораздо успешнее. Кому из детей не будет интересно списать текст из сказки Андерсена:
За окном кружились белые снежинки. Одна снежинка упала на крыльцо. Она росла, росла и превратилась в Снежную королеву. На ней была шуба из снежинок и льда. Как она была хороша! А взгляд ее был холодный…
Именно такие тексты, тщательно и заботливо подобранные автором пособия Тамарой Вивиановной Игнатьевой, подкупают в тетрадях «Чистописание».
А для учителя это прекрасная возможность после списывания предложить детям задания. Такой вид работы я провела в своем классе, ознакомив ребят с текстом «Наливное яблочко»:
Жили-были старик и старуха. У них было три дочери. Две нарядницы, а третья - скромница, молчаливая. У Машеньки сарафан темненький, глазки светленькие. Вся краса у Маши - русская коса до земли…
Дети составили вопросы к тексту, которые требуют устной работы:
- О ком говорится в тексте?
- Сколько было дочерей у старика и старухи?
- Опиши Машу.
- Какая была коса у Маши?
- Сколько предложений в тексте?
Работа над орфограммами:
- Выдели все заглавные буквы. Объясни их написание.
- Возьми в кружок союзы, которые встречаются в тексте.
- Выдели волнистой чертой слова, обозначающие признак предмета.
Завершая обзор замечательного комплекта «Чистописание», хочу еще раз обратить внимание учителей, что эти пособия можно использовать в организации урочной и внеурочной деятельности и, что немаловажно, предлагать для самостоятельной работы школьникам и родителям как инструмент развития моторики руки ребенка и формирования навыка письма букв и их соединений, закрепления пройденного материала и мини-контроля.
Желаю всем успехов и красивого каллиграфического почерка!

​Адиля АЛИЕВА, учитель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель Республики Дагестан, председатель клуба «Учитель года Дагестана», участник Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016