«Субботы московского школьника» нравятся ребятам своим сбалансированным сочетанием развлечения и образования. Это именно те условия, которые позволяют ученым придумать, как сложные научные темы преподнести занимательно и интересно, а школьники полученные теоретические знания могут немедленно проверить на практике.
Диапазон тем «Суббот московского школьника» широк: в рамках проекта предоставляется возможность изучить любую область - от современной мультипликации до основ машиностроения, от правил оказания первой медицинской помощи до художественного течения импрессионистов. Школьнику остается только выбрать на сайте Департамента образования города Москвы, провести ли свои выходные как «Университетские» или «Инженерные», «Финансовые и предпринимательские» или «Телевизионные», «Экологические» или «Спортивные» субботы. Анонсы мастер-классов и экскурсий дают возможность определиться с предпочтениями и зарегистрироваться на это увлекательное приключение заранее (регистрация необходима, для того чтобы организаторам знать, на какое количество участников стоит ориентироваться).
- Сегодня я побывала на лекции «Невероятно производительные микробы», - рассказывает о своем посещении Российского химико-технологического университета имени Д.И.Менделеева школьница Анастасия Нарсуллаева. - Было очень интересно сопоставить получение лимонной кислоты с помощью микроорганизмов и обычного органического синтеза. Я узнала, что благодаря бактериям или грибам получить некоторые вещества намного легче и экономичнее. Лектор понятным даже школьникам языком рассказывал об актуальности и эффективности использования микроорганизмов в фармацевтике, пищевой промышленности, сельском хозяйстве. После лекции нам провели экскурсию по лабораториям кафедры биотехнологии, рассказали о своих исследованиях и экспериментах, показали различные химические аппараты, выращенные микроорганизмы.
Яркие ведущие, разнообразие тем, увлекательный формат - все это делает городской проект «Субботы московского школьника» уникальной образовательной площадкой, где каждый может получить новые знания от профессионалов своего дела и попробовать себя в новой ипостаси.
- Хорошие результаты московских школьников на олимпиадах и в международных исследованиях, - отмечает директор школы №1595 Лада Силина, - говорят о том, что наши дети весьма развиты. Но ребята на интеллектуальных испытаниях демонстрируют не только академические знания, но скорее умения собраться, сконцентрироваться, поставить цель, управлять временем. А вот этому они учатся на самых разнообразных примерах. Москва дает возможность каждой московской семье ознакомиться с эффективными социокультурными практиками, ведь мы можем включиться в разнообразные образовательные события. Участие в жизни столицы оставляет неизгладимый след! В этом году в нашей школе 96 победителей олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Олимпиады, благодаря которой мы окунаемся в историю, узнаем о людях и нравах прошлого, изучаем архитектурные стили и поэтику города. Наша школа активно участвует в «Исторических субботах», не случайно мы подготовили победителя региона олимпиады по праву, так как эта область юриспруденции тесно связана с исторической наукой. Очень популярны у ребят «Арт-субботы», «Университетские субботы», а особенно «Субботы активиста». Само­управление в школе позволяет ребятам осваивать законы общения, взаимодействия, они учатся делать выбор. И «Субботы активиста» - продолжение тех образовательных практик, которые есть в нашей школе, ребята лучше узнают о деятельности команд ученического самоуправления, готовят проектные конференции, на которых у них есть возможность поделиться уже собственным опытом подобной деятельности.
Молодых людей волнует вопрос: как стать успешным? И они отвечают сами себе на него, знакомясь с людьми, добившимися признания в жизни, и даже на субботних тренингах Городского психолого-педагогического центра «Форсайт профессионального успеха».
- Конечно, сегодня, когда мир вокруг нас стремительно меняется, - говорит методист Городского психолого-педагогического центра Александр Князев, - трудно предугадать конкретные навыки и умения, которые будут особенно востребованы через несколько лет. Однако есть универсальные компетенции, владея которыми можно достичь успеха в любой области. К ним в числе прочих относятся коммуникабельность, умение находить творческие и нестандартные решения поставленных задач, не зависеть от внешних оценок, самостоятельно регулировать свое поведение и другие.
Каждая встреча проекта посвящена определенной теме. Например, на деловой игре «Как развивать креативность?» школьникам рассказывали, как тренировать творческое мышление. О приемах эффективного общения ребята узнавали на квесте «Язык тела. Как понять друг друга?». Необычное упражнение «Два часа жизни без гаджета» учило ребят умело и правильно использовать исключительно свои внутренние ресурсы для решения поставленных специалистами задач, не прибегая при этом к помощи гаджетов. Важным отличием проекта «Форсайт профессионального успеха» является процесс организации самих игр - ребята принимают активное участие в их разработке. Школьники определяют наиболее интересные и актуальные для них темы, помогают в проектировании содержания, предвосхищая результат мероприятия, а затем приезжают и с удовольствием играют.
Наступает лето. Но нити, связывающие проект со школьниками, не рвутся: что-то трансформируется в летнюю профильную смену, что-то дает время на раздумье. «Субботы московского школьника» - долгосрочный проект: возможности города для образования безграничны, а значит, всегда появляется новое, то, в чем стоит поучаствовать! Ведь, может быть, именно в этот момент ребенок осознает, что он нашел дело, которому можно посвятить свою дальнейшую жизнь.

Комментарий

Антон МОЛЕВ, председатель комиссии Московской городской Думы по образованию:
- Последние годы в системе московского образования произошли кардинальные изменения, которые затронули практически все стороны организации школьной жизни. Обновилась материально-техническая база, появились новые механизмы финансирования, поменялась структура управления и возросла степень свободы школы в принятии решений. Но самое главное для родителей и учащихся - еще более широкий спектр новых, отвечающих современным требованиям образовательных услуг и проектов.
Образование сегодня - это не только и не столько изучение готового материала в рамках учебной программы, а в первую очередь знакомство с тем огромным, насыщенным и противоречивым миром, в котором ученику предстоит жить, искать работу и другие пути самореализации. Именно для того чтобы школа была максимально открыта реальной жизни, и задумывалась серия проектов «Субботы московского школьника».
Например, во время «Университетских суббот» ведущие вузы открывают свои двери для школьников и приглашают их на лекции, семинары, мастер-классы и другие практические занятия. Это реальная возможность для ученика старших классов не просто на сайте или в брошюре прочитать о возможностях вуза, а самому оказаться внутри учебного процесса и на некоторое время почувствовать себя студентом того или иного факультета, примерить на себя профессию и впоследствии сделать куда более осознанный выбор, чем раньше. Это особенно актуально сейчас, когда определиться с будущим уже не так просто, как это было 10‑15 лет назад. К тому же выбор этот сопряжен с огромным риском не реализовать собственный потенциал или попросту оказаться невостребованным на рынке труда.
Другим важным проектом, который также направлен на раннюю профориентацию, стали «Профессиональные среды». Название связано не с днем недели, а именно со сферой применения. Речь идет о пространстве, которое организуют московские колледжи, предлагая школьникам поближе ознакомиться со всем спектром специальностей, предлагаемых к освоению в рамках среднего профессионального образования.
Вообще «Субботы московского школьника» включают самые разные активности - «Исторические», «Инженерные», «Спортивные», «Правовые», «Финансовые», «Предпринимательские» субботы и многое другое. Участники смогут в деталях ознакомиться с богатым культурно-историческим и образовательным ландшафтом столицы - посетить музеи, арт-пространства, новейшие производства и бизнес-инкубаторы.
Вне всякого сомнения, постоянно растущий интерес москвичей к этим проектам говорит о том, что вектор был задан абсолютно правильно. Мы все привыкли, что общее образование традиционно ассоциируется со школьными стенами, классно-урочной системой и жестко фиксированным расписанием. Получается, что у школы есть некая монополия на свободное время ученика, которым распоряжается учитель и таким образом решает ключевые педагогические задачи. Однако жизнь диктует новые правила, поэтому отрадно, что в Москве есть все возможности, для того чтобы общее образование отвечало новым вызовам и трансформировалось. Чтобы система обучения использовала весь потенциал нашего города и выходила за пределы школьного здания.