Технология «Художественное событие»
Это словосочетание не следует рассматривать как синоним слов «праздник», «спектакль», «представление». Это особый жанр завершения процесса длительного освоения какой-либо темы, цикла уроков, объединенных одной сквозной темой, проектной деятельности, цикла экскурсий, блоков занятий по музейной педагогике, уроков-путешествий, серии интегрированных уроков по разным предметам по одной изучаемой теме и др.
К художественному событию активно готовятся все: учащиеся, педагоги, родители. Сообща создается сценарий проведения события, разрабатываются эскизы оформления помещения, где планируется проводить художественное событие, создаются элементы его украшения, цветовое оформление. При необходимости изготавливаются костюмы и многое другое. Главное условие - все должно делаться самостоятельно. Если планируются какие-то отдельные выступления, то они готовятся каждым выступающим самостоятельно или при содружестве с педагогом (втайне от остальных). Если проект события создается коллективно, то коллективно и обсуждаются его детали. Отдельно выбирается режиссерский состав из детей, который разрабатывает сценарий действия, план подготовки того или иного мероприятия и тщательно следит за его выполнением.
Все представления, показы, игры, индивидуальные выступления школьников должны быть подчинены теме длительного коллективного исследования, которое велось непосредственно учащимися, занятыми в организации и проведении художественного события. Это значит, что все участники события хорошо осведомлены о происходящем. Они должны быть всегда готовы к тому, что от них в какой-то момент потребуются действие (игра), умение свободно импровизировать на любую тему, продолжить или изменить ход ведения представления.
Художественное событие желанно для всех и обязательно (по своей сути) радостно, оно вносит положительный резонанс в жизнь каждого ученика. Ничего не должно сковывать действия детей, каждый участник художественного события должен чувствовать свою причастность к происходящему, а не быть сторонним наблюдателем. Поэтому художественное событие лучше и эффективнее происходит только в том коллективе, который готовил это мероприятие: тогда включение каждого ученика в общее действо происходит естественно, без напряжения, при активном сотворчестве с педагогом или коллективом тех педагогов, которые в процессе подготовки к событию были включены непосредственно в этап проведения предыдущих занятий и так же, как и учащиеся, прожили тот отрезок рабочего времени по изучению и освоению общей темы.
Представление участников в процессе художественного события - это не отрепетированное с учителем выступление одного или нескольких учеников, а коллективное со-творчество. Каждое представление «себя» (индивидуальное или коллективное) разрабатывается непосредственно участниками выступления (представления) по индивидуальному режиссерскому сценарию, своему литературному языку (поэтическому, художественному, корреспондентскому и др.), в индивидуальной творческой реализации замысла в общей структуре намеченного единого плана. Все показы, игры, индивидуальные выступления школьников подчинены теме коллективного исследования.
Наиболее интересные моменты художественного события, запоминающиеся и оригинальные фрагменты, выступления отдельных учеников и авторских коллективов могут быть продемонстрированы на общешкольных мероприятиях перед аудиторией. Но эти выступления также желательно согласовать со всеми участниками события, чтобы не обижать тех, кто, может быть, желал бы продемонстрировать свое выступление (представление) перед всей школой.
Организацию и проведение художественного события следует рассматривать как новую оригинальную интегрированную педагогическую технологию.
Подводя итог рассказа о художественном событии, необходимо выделить главные позиции:
- художественное событие - это вид образовательного процесса, основанный на коллективном сотворчестве;
- цель технологии - индивидуальное творческое проявление каждого участника в процессе коллективного сотворчества.
Задачи: взаимодействие учащихся, родителей и учителей; закрепление материала в нетрадиционной форме; проявление каждого в комплексном сотворчестве; перенос знаний в реальное действие; умение представить свое творческое лицо в коллективном процессе. Условия:
1. Желание участвовать в художественном событии.
2. Готовность участвовать и взаимодействовать друг с другом.
3. Положительный эмоциональный настрой.
4. Никакого заучивания и репетиций общего события.
5. Свободное проживание в среде в соответствии с темой и сценарием.
Мотивация к проведению художественного события: занятия, объединенные одной сквозной темой; уроки-путешествия; музейная педагогика; комплексные проекты; погружение в эпоху на основе цикла интегрированных уроков; совместное чтение книг; придумывание ситуаций, в которых могли бы оказаться (исторические герои, путешественники, мореплаватели и др.).
Комплексное взаимодействие: разных видов искусства, учащихся и учителей, планируемых действий в сценарии и режиссуре.
Роль: учителя (доброжелательная помощь - учитель-фасилитатор); учащиеся (сценаристы и помощники, режиссер и помощники режиссера, главный художник и помощники художника, музыкальный руководитель и помощники музыкального руководителя, литераторы и поэты, фантазеры, декораторы, художник по костюмам, гримеры).
Друзья-помощники - учащиеся других классов.
Родители - сотворчество на равных условиях по всем направлениям работы в процессе организации художественного события и его завершения.
Этапы:
1. Придумывание темы художественного события.
2. Написание сценария художественного события с общей темой.
3. Режиссура сценария с общими детьми.
4. Подготовка сюрпризов (индивидуальных и коллективных).
5. Организация и проведение художественного события;
6. Завершающая часть художественного события.

Уроки-путешествия
Данная технология характерна для младшего и среднего школьного возраста, предполагает продуманные маршруты по карте, книге, стране, картине, музею, фильму, периоду истории, морскому дну и т. д. Поэтапное проживание маршрута каждым учеником в коллективном путешествии может длиться один урок или блок уроков, следующих друг за другом. Возможно объединение классной и внеклассной работы. Уроки-путешествия предполагают активную работу воображения, так как связаны не с реальными, а с заочными путешествиями. Поскольку педагогическая практика часто сопряжена не столько с процессом передачи знаний от учителя к ученику (наиболее традиционным и устоявшимся методом обучения), сколько с фактом общего развития детей (владение разнообразными источниками информации, развитие их образного мышления, фантазии, интуиции, импровизации), уроки-путешествия служат одним из условий реализации этого развития. Они позволяют активно включать в занятия игровые моменты, планировать нестандартные ситуации, способствуют вовлечению в процесс творческого, заинтересованного обучения возможно большего количества детей.
Технология путешествий позволяет осмыслить вместе с детьми возникающие проблемы, ситуации, накопить опыт из разных областей в решении одной конкретной цели, поставленной в самом начале путешествия. Все действия коллектива детей подчинены достижению этой цели. И именно это дает возможность развивать образное мышление детей, совершать открытия, добиваться самостоятельного осмысления происходящего. Следует сказать, что главной является единая цель, направленная на решение множества возникающих перед всем коллективом задач (проблем) в процессе путешествия.
Уроки-путешествия тесно соприкасаются с занятиями, объединенными одной сквозной темой (путешествия в другие страны, на природу, в музеи и т. д.). В некоторой степени путешествия в другие миры, другие предметы, а также разные области знаний и наук свойственны проектной и исследовательской деятельности. При желании каждый учитель искусства может создать свою авторскую версию предлагаемого направления работы, которое необходимо выстраивать, опираясь на материал программы, направления развития учащихся и учебники. В качестве примера такой работы с учащимися младшего школьного возраста можно представить направления авторской программы О.И.Радомской «Мы живем на планете Земля». В основе программы лежит освоение мирового историко-культурного наследия на основе истории, литературы, особенностей организации разными народами окружающего природного пространства. По словам автора, данный курс построен по принципу «от непосредственной среды (окружения) ребенка (семья, дом, природа) - к познанию общемировых и культурных ценностей. Он рассматривается как вводный к освоению мировой художественной культуры, интегрируется с такими видами искусств, как литература, музыка, танец и тесно связан со школьными предметами: природоведением, историей, географией. Курс рассчитан на четыре года. В зависимости от возраста тематика работы с учащимися развивается следующим образом: 1‑й класс - «Красота вокруг нас»; 2‑й класс - «Сказочный мир русского искусства»; 3‑й и 4‑й классы - «Я путешествую по миру», «Сказки народов мира» (О.И.Радомская, из материалов исследования).
Уроки-путешествия могут «вклиниваться» в любой предмет, в изучение любой темы школьной программы. Можно также планировать целую серию уроков-путешествий по освоению какого-либо материала. Такая форма работы наиболее эффективна во внеклас­сной деятельности, в том числе в организации классных часов, факультативных и кружковых занятий. Незаменима эта технология и в процессе взаимодействия классных и внеклас­сных занятий, она объединяет в себе работу в школе и дома.
Другим важным преимуществом такой формы деятельности является работа в коллективе сверстников, в тесном сотворчестве детей и педагогов в осуществлении поставленной цели, единого плана действий. Такая форма работы позволяет развивать системное логическое мышление. Это связано с тем, что в процессе исследовательской работы (заочных путешествиях) встречается целый ряд непредвиденных ситуаций, которые требуют активного включения образного мышления, интуиции, памяти. Важность обозначенного направления заключается еще и в том, что в настоящее время, к сожалению, пока не создано какой-то единой методики по присвоению знаний обучаемыми. Есть описанные методы конкретной работы на уроках разных предметов, в том числе и изобразительного, но нет целостного взгляда на весь процесс организации образования и воспитания. Учителя часто мыслят методами только своего предмета. В этом смысле технология путешествий позволяет вместе с детьми решать, осознавать возникающие проблемы, ситуации, накапливать опыт из разных областей в решении одной конкретной цели, поставленной в самом начале путешествия. Все действия коллектива детей подчинены достижению этой цели.
Следует подчеркнуть, что в данном случае работа движется не от простого к сложному, не от частного к общему, а наоборот. И это также позволяет развивать образное мышление детей, дает возможность совершать открытия, самостоятельно осмысливать происходящее. Главным является выделенная с самого начала единая развивающая цель, направленная на решение множества возникающих перед всем коллективом задач (проблем).
В обучении важно опираться не только на логическое мышление как условие передачи знаний учащимся, но и на развитие системы сенсорного опыта детей, их эмоционально-чувственной сферы (зрение, осязание, обоняние, слух, движение, общение и др.). Это особенно важно, так как образное мышление, творческие способности развиваются благодаря накоплению опыта, информации, ассоциаций из конкретного действия, реальной деятельности, восприятия и изучения окружающего мира природы, предметной среды. Уроки-путешествия способствуют накоплению этого опыта.
Технология уроков-путешествий связана с соблюдением следующих правил:
- вымышленное путешествие необходимо выстраивать по логике игры;
- реализация на практике выдуманного путешествия требует разработки специальных правил, придерживаясь которых коллектив «путешественников» движется к цели (нарушать правила нельзя);
- необходимо предусмотреть возможные исключения из правил (если этого потребует ситуация), которые также оговариваются заранее и их придерживаются все играющие;
- разнообразие условий и правил (от этого зависят интерес и увлекательность игры);
- распределение обязанностей между всеми игроками (в противном случае могут возникнуть конфликтные ситуации);
- максимальное использование индивидуальных способностей и интересов всех играющих;
- разработка плана действий для достижения поставленной цели;
- опора на интересы детей;
- поощрение и наказание (как одно из условий любой игры).
Учителю необходимо выделить пункты контроля и определить условия наблюдения за игрой.
Поскольку предлагаемая технология связана с игрой, важно сказать, что игра позволяет развивать навыки коллективного сотрудничества, взаимовыручки, сотворчества, а также взаимодействия интеллекта участников и их индивидуальных качеств и способностей. Важно прожить отрезок жизни с учащимися в активном отношении ко всему окружающему, вымышленному, получить новые впечатления, обрести новый опыт, сделать свои открытия. При умелом руководстве учителя организованная таким образом игра-путешествие позволяет развивать воображение школьников и самостоятельное творчество.
Следует напомнить, что технология организации уроков-путешествий далеко не открытие, ведь и весь наш процесс обучения, по большому счету, высокоорганизованная игра, в которой есть свои правила игры как со стороны ученика, так и со стороны учителя. Но в отличие от нее предлагаемое направление опирается на интересы конкретных детей и их возраст, а не общепринятые. С другой стороны, такие уроки носят творческий характер и ориентированы не только на усвоение предмета, а больше на развитие способности детей решать возникающие проблемы комплексно, широко, творчески и индивидуально.
Полихудожественная интегрированная технология «Мастерская творческой деятельности» (автор Н.А.Новикова)
Психолого-педагогическая база интегрированной полихудожественной педагогической технологии «Мастерская творческой деятельности» основана на алгоритме построения профессиональной деятельности учителя. При этом автором учитывается тот факт, что образовательная область «Искусство» в отличие, например, от математики плохо укладывается в алгоритм, так как творческий процесс в искусстве может быть непредсказуемым. Поэтому организация таких занятий требует от педагога создания «особых условий образовательного процесса, активизирующего творческий потенциал и раскрывающего индивидуальные особенности восприятия личности, стимулирующего образное мышление… алгоритм педагогической технологии занятий искусством основывается на художественно-эстетической специфике предмета и творчества, которое является обобщающей, надпредметной частью данной технологии» (Н.А.Новикова). Автор указывает, что базой ее технологии явились позиции образовательной технологии «Педагогическая мастерская», разработанной во Франции Французской группой нового воспитания ЖФЭН (GFEN).
«В педагогической технологии «Мастерская творческой деятельности» заложено «ядро развития» творческой деятельности учащихся, которое можно назвать отправной точкой для дальнейшего развития личности. У каждого ученика своя зона развития, поэтому «ядро развития» для каждого школьника индивидуально. В одних и тех же условиях образовательного процесса каждый ученик находит свое «ядро», или «момент истины», от которого происходит «рывок вперед» - развитие, дающее понимание чего-то нового.
«Ядро развития» присутствует во всех технологиях творческого характера, так как является сердцевиной учебного процесса: например, в технологии «Педагогическая мастерская» это «деконструкция - разрыв - реконструкция»; в технологии «критическое мышление» - «осмысление - размышление»; в технологии «Мастерская творческой деятельности» - «активизация творческого потенциала, ведущая к «ядру развития» и дальнейшему творческому раскрытию.
«Первый этап педагогической технологии «Мастерская творческой деятельности» предполагает «включение» - активизацию внутреннего мира учащихся, подготовку к восприятию в проблемной ситуации. Средством для включения психологических механизмов, активизирующих восприятие учащихся при освоении искусства, является «символ», которым могут стать слово, фраза, предмет, слайд, мелодия, репродукция и т. д. Задача символа заключается в пробуждении пассивного воображения, в процессе настраивания на восприятие нового материала, пробуждении чувств, активизации потока ассоциаций, воспоминаний, ощущений. С точки зрения драматургии этот этап можно рассмотреть как зачин в сказке, или пролог в спектакле, или эпиграф в литературном произведении, то есть «символ» на уроке вбирает в себя идею произведения в сжатом виде, содержит в себе проблематику всего произведения. Конечным штрихом этапа «включения» может являться афиширование - раскрытие своего понимания «символа».

Окончание в следующем номере

Лариса САВЕНКОВА, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования; Татьяна СУХОВА; Елена КАБКОВА