​Продолжение. Начало в №5, 9, 13, 17 за 2018 год

16.04‑22.04
Неделя каникул прошла быстро. Совсем ничего не успеваю. Сейчас у школы, у учеников, да и у администрации самое напряженное время. Это подготовка к проведению экзаменов девяти- и одиннадцатиклассников, анализ работы за прошедший учебный год и составление отчетов, печатание аттестатов, выпускной.
Да уж. Каникул как не бывало.
Напряжение растет с невероятной силой. Для начала все классы от 4‑го до 8‑го должны написать всероссийские проверочные работы. Надо не забыть сделать на них приказы! Пока я в панике бегаю и разбираюсь с составлением этих приказов, мои третьеклашки сами по себе. И это сильно меня огорчает. Ведь так быть не должно. Все больше понимаю, как сложно играть две абсолютно разные роли. Сложно быть одновременно и тут и там.
А еще в субботу тестовый экзамен по информатике и ИКТ.
Вопрос недели: как все успеть и ничего не забыть?
Ждешь только майских выходных.
За этой каруселью дел не видишь ничего вокруг себя - ни друзей, ни чудесной погоды, ничего…
В настоящей гонке. А за кем гонюсь? Куда бегу?
21.04
День тестового экзамена. Организация экзамена не так уж и сложна. Подготовить аудитории, памятки и инструкции. Самым трудным оказалось наладить работу компьютеров. Вместе с техническими специалистами возимся с этим часов пять. Могло быть и дольше, если бы коллеги не оказались высококлассными профессионалами. Остается теперь только ждать получения материалов.
22.04
6.00
Я на рабочем месте. Ну что же. Пора скачивать все нужные материалы. Вот незадача! Не работает канал связи. Как так? Я что-то делаю не так? Перезагружаю. Включаю. Опять та же проблема.
6.30
Паника нарастает с сумасшедшей скоростью. В группе WhatsApp тишина. «Горячая линия» РЦОИ не работает.
6.45
Сообщения в группе: у некоторых пунктов проведения экзаменов такая же проблема. Ждем.
7.00
Совместно с техническими специалистами и уполномоченным членом ГЭК пытаюсь понять, что не так, и по своим связям выяснить, как это решить. Все, с кем связались, отвечают, как сговорившись: нужно просто ждать.
7.30
Что только мы не делали! Перезагружали, обновляли, снова перезагружали. Все бесполезно.
8.00
Приходят организаторы. Сообщаем о задержке. Тем временем уже на многих пунктах экзаменов удачно загрузили и ключи доступа, и материалы. А у нас все так же глухо.
9:00
Пришли дети! Успокаиваем, говорим, что все хорошо, совсем скоро они смогут пройти в свои аудитории.
9.15
Ура! Заработало!
Быстро скачиваем все материалы для проведения экзамена. Печатаем списки. Проводим инструктаж с организаторами, разводим детей по аудиториям.
9.50
Экзамен начат!
Как же здорово, что вся команда смогла быстро мобилизоваться и сделать все максимально четко, не напрягая детей!
От эмоций клонит в сон.
Мы справились! Экзамен начат вовремя!
Дальше все идет в штатном режиме, без сбоев и нарушений порядка.
Материалы собрали и отвезли на обработку.
Можно отдыхать.
23.04
Сегодня самый лучший день. День рождения моей мамочки. Она так много сделала для меня...
Все портят только мысли, что я опять ничего не доделал. Снова не сдал приказ о ВПР. Срываю все сроки, потом не найду концы с концами.
Но сейчас надо порадовать маму. Подарок выбран, открытка подписана. После уроков быстро отвечаю на все вопросы и бегу поздравлять мамочку.
Из всех домов, в которых я бывал, родительский дом для меня самый уютный, самый теплый, он наполнен ароматами детства, в нем везде рассыпаны напоминания обо мне, как я рос, взрослел, как радовался и грустил, - своеобразный флешбек на каждом шагу.
Вдруг трель звонка разрушает идиллию. Так и хочется сказать: «Остановитесь! Сегодня же день рождения самого замечательного человечка!» Но большинство участников образовательного процесса интересует только их собственное состояние.
…Сижу, листаю старые фотоальбомы. Вспоминаю, как мы всей семьей гуляли, ездили в деревню, праздновали Новый год, смотрели телевизор и шутили. Как много мне дали вечера, проведенные с мамой! Мы с ней можем говорить обо всем, читать одинаковые книги и после их обсуждать, вместе смотреть фильмы и сопереживать судьбам героев.
А сейчас надо возвращаться за работу.
24.04‑26.04
Да, наконец-то я это сделал! Я доделал приказ о всероссийских проверочных работах. Сорванные сроки меня не огорчают. Наоборот, доделанная работа вселяет уверенность. У меня есть теперь своя база приказов, которую могу использовать в любое время и не искать людей, которые знают, как их делать.
25.04
Пока сидел на очередной учебной комиссии, вспомнил любимый эпизод из книги «Над пропастью во ржи». Этот эпизод точно описывает мое отношение к работе. «И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему».
И ведь правда. Всегда считал, что моя задача - обезопасить детей от неправильного выбора или от последствий этого выбора. Научить видеть мир не по учебникам, а таким, какой он есть на самом деле.
27.04
Пятница. Скоро выходные. А я так устал, что даже радости нет никакой. Столько работы висит на шее, которую я все никак не могу сделать. И как бы мне ни говорили, что поможем, вместе все сделаем, все равно придется все делать самому. Как же иначе? Это ведь моя работа. А значит, кроме меня, ее никто не обязан делать. Одна сложность - мало времени. Слишком много времени трачу на поиски решений. Отсюда и сорванные сроки.
И вот уже майские праздники. И надо потренироваться в зале, погулять по любимому городу и просто насладиться маленьким отпуском.
Снова задумался о коллегах. За восемь лет работы я встречал разных людей . Они прошли мимо меня, рядом со мной, сквозь меня. Ошибался, верил не тем, улыбался не тому. И это особо резко стало заметно, когда недавние близкие друзья даже не садятся вместе в автобусе, хоть и ехать в одну сторону, когда не смотрят в глаза, а смущенно их отводят, когда веселая беседа прерывается, когда заходишь в чайную комнату. Но каждый из этих людей сделал меня таким, какой я есть сейчас, пусть с ошибками и исправлениями, вырванными страницами и вклеенными текстами. Зато теперь знаю, что на работе нужно больше времени уделять детям, а не выстраиванию дружеских отношений.
И научись вновь прощать
и прощаться,
Тысячу слов, только правда одна,
Не проси, не верь, не бойся.
Упади, но не сдавайся!
И снова начинается рабочая неделя.
Каждая новая неделя для меня все больше становится испытанием, проверкой на прочность. Мой планировщик напоминает автобусную остановку с разноцветными объявлениями - записками о предстоящих событиях.
Ох уж этот май-весельчак!
7.05
Административное совещание. Новые сроки. Новые дела. Новый стикер в планировщике. «Все даты расписаны, пожалуйста, - умоляю я себя, - сделай все вовремя, как положено».
Для начала нужно подготовиться к новому тестовому экзамену по информатике. И не стоит откладывать подготовку к основному периоду единого государственного экзамена. Мне очень повезло, что у меня есть такой помощник в этой школе, как Елена Валентиновна Голактионова.
Знаю ее еще с той школы, где учился раньше. Да и она знает меня и моих родителей. Мне так повезло, что мы с ней на протяжении уже восьми лет работаем в одной школе! Огромной души человек! Знаю, что всегда могу на нее положиться во всем.
Помню, как она помогала, когда я был педагогом продленки. Как радовалась за меня, когда я стал заведующим кафедрой, когда аттестовывался на руководителя.
В этом году мы с ней сблизились, как никогда раньше. С Еленой Валентиновной ничего не страшно!
А значит, и экзамены мы все подготовим на 200%.
Пункт «подготовка к экзаменам», можно сказать, выполнен.
Осталось совсем немного, сделать график работы на май, график административного инструктажа для выпускных классов и много, очень много приказов…
Работа есть, сроки определены, осталось себя смотивировать.
8.05
Провожу планерку о подготовке школы к очередному тестовому экзамену и подготовке к окончанию учебного года.
С каждой планеркой, с каждым совещанием мне становится все сложнее и труднее. Попадаю в зону незнания и не всегда могу выйти из нее победителем. Все чаще приходится просить о помощи и разделять обязанности. И это меня не красит. Но надо учиться и на своих ошибках. Хотя, конечно же, предпочел бы учиться на чужих.
9.05
День, чтобы перевести дух, доделать все, что осталось. И что же: после кропотливой двухчасовой работы я вижу, что даже все приказы составлены. Отправляю все на согласование, и можно пойти на праздничные мероприятия.
10.05
Сегодня совсем новое и незнакомое для меня мероприятие - допуск до экзаменов 9‑х и 11‑х классов. Распечатал все отчеты по отметкам, определил спорных учеников, медалистов.
Выходные опять проходят как-то слишком быстро. Да и Insta-учителя тоже сейчас все в делах. Ничего. Это все окончание учебного года. Сложная пора для каждого.
14.05‑17.05
Непростая неделя. Родительские дни. Допуск - сочинение в 11‑м классе. И три дня исполняющий обязанности директора: селектор, заполнение каких-то смет и данных о развитии школы.
Все идет своим чередом, успеваю все сделать в срок. Личный кабинет проверяется каждые два часа. Все в порядке.
Жду не дождусь основного этапа экзаменов.
Итак, составляем приказ о дистанционном обучении и об окончании года. Проставляем отметки за триместр и год.
Мы уже на финишной прямой.
Очередные курсы школы молодого директора. Актуальная тема: «Как отвечать на обращения граждан». Она не только директорам полезна. Грамотно ответить на поставленный вопрос умеет далеко не каждый.
Заключительные выходные перед Последним звонком и экзаменами.
Состоялась вторая для меня Ночь музеев. После очередной рабочей субботы нужно хоть как-то себя расслабить. Очереди в самые популярные музеи самые длинные. В очередь в Третьяковскую галерею даже не пытался встать, она за­круглялась, и не видно было ни конца, ни края.
Вход в фотолабораторию братьев Люмьер, где давно хотел побывать, оказался платным. Но ничего, совсем рядом, на Крымском валу, отстоял очередь на выставку современного искусства XX века. Понравилось. В целом был впечатлен, хотя сложно было понять смысл некоторых композиций.
21.05
Опять ничего не успеваю. Нужно заняться аттестатами, а у меня еще гора недоделанных задач. Как справиться и при этом не напортачить?.. А у меня уже много вопросов. Будем разбираться.
Главное, чтобы была поддержка. И время, которое так ценно.
Я не имею права на ошибку.
22.05
И снова совещание в РЦОИ. (Время ускользает от меня. Пытаюсь справиться, но не получается.) Уже 17.20, а совещание еще не закончилось. Как же много изменений перед экзаменом! Закрываю глаза, чтобы хоть как-то успокоиться.
Конец года дается мне все сложнее.
Мне кажется, что нервы настолько натянуты, что они скоро порвутся.
23.05
Сегодня заключительный урок с моими третьеклашками. Они у меня молодцы. Я в них верю. А они - в меня. Даже, наверное, больше, чем я в себя. До скорого, ребята! До новых встреч!
Последний звонок девятых классов. Такой трогательный праздник! Наши дети уже взрослые. Перед ними столько путей и дверей. Какую ни выберешь, все равно будет правильной, она ведь твоя!
Но я снова забыл обо всех своих делах. Хватаюсь за голову. Пытаюсь как можно быстрее выяснить все тонкости выставления отметок, порядок предметов в аттестатах. Как же это сложно!
Почти выключаю компьютер, как вдруг вспоминаю о том, что завтра провожу последний урок в 11‑м классе. Готовлю раздаточный материал, презентацию…
Время 19.30. Вроде можно идти…
24.05
Сегодня будет насыщенный день.
Буквально вчера вечером меняют начало всего мероприятия. Значит, есть время, чтобы лучше подготовиться, ведь придут мои самые первые ученики в этой школе.
Мне нравится проводить заключительные прощальные уроки. Мы вспоминаем, как сложно было выводить первые буквы, считать, читать, писать сочинения. Мы пишем графический диктант, они узнают, что такое синквейн, и потом оставляют приятные слова о том, что их удивило на последнем уроке.
И вот звенит звонок, который оповещает нас о том, что пора отправляться на праздник.
В этот день им скажут очень много хорошего. Дадут множество напутствий. Они же в свою очередь выскажут слова благодарности своим учителям.
И вот мне предоставляют слово, как их первому учителю. Говорю от всего сердца, с теплом и искренностью. Фразы не придумывал. Шли сами из души.
И вот звучит последний звонок.
Они уходят, а мне предстоит бороться со своими «демонами».
Зато вечер в театре…
Дальше будет только труднее.
Но и с этим я справлюсь.