За обозримый период времени произошли существенные изменения, очевидные для любого жителя страны. В городах исчезли крупные федеральные предприятия (например, заводы «Москвич» и «ЗИЛ» в Москве), в сельской местности пустуют и зарастают пахотные земли, стоят развалины скотных дворов и брошенные дома. И это не результат войны или природных катаклизмов, а прямые последствия бесхозяйственности и беспредела и анархии во власти.
Как иначе можно объяснить, что государство в силу разных причин и обстоятельств отказалось от своих промышленных и сельскохозяйственных объектов, а новые собственники не появились? А не нашлось таких желающих по двум причинам:
- у нас давно закреплено законодательно, что нельзя ничего подбирать со свалок или бесхозных территорий, все это принадлежит государству, а потому должно лежать и дожидаться своего часа, а по сути, планомерно гнить;
- до сих пор нет механизмов, позволяющих на паритетных условиях реализовать идеи государственно-частного партнерства с соблюдением законных интересов обоих сторон.
Возможен ли частно-государственный альянс, что же нужно для этого? Оказывается, не так много.
Во-первых, государство должно научиться доверять своим гражданам, особенно тем, кто проявляет позитивную инициативу, имеет опыт, желание и умение организации хозяйственно-экономической деятельности в формате малого бизнеса.
Во-вторых, власть не должна тащить одеяло на себя и принимать циркуляры, обязывающие частного инвестора в одностороннем порядке вкладывать средства в государственную собственность.
В-третьих, неиспользуемую частную собственность (землю, жилые помещения и др.) нужно передавать частным владельцам, способным обеспечить ее использование по назначению.
Перейдем от общего к частному и обратимся к социальной сфере, в которой я непосредственно занят и считаю себя здесь специалистом. В каждом регионе нашей большой страны стоят без дела и продолжают разрушаться лагеря отдыха (в прошлом пионерские). Но попробуйте-ка решить вопрос о возрождении этих остро востребованных социальной сферой объектов в формате государственно-частного партнерства! Вы получите или прямой отказ, или соглашение на кабальных условиях, неприемлемых для здравомыслящего инвестора, или предложения обреченного на провал согласования в многочисленных кабинетах власти (службы единого окна в этой сфере нет).
Приведу частный пример. В городе Осташкове Тверской области, можно сказать столице Селигерского края, в советское время успешно работала станция юных туристов (тогда такие внешкольные учреждения были во множестве российских городов). Но для современной постперестроечной России это учреждение оказалось лишним.
А для родительской и туристской общественности очень важно, чтобы дети были заняты делом, чтобы Осташков был для российских школьников таким же гостеприимным, как и раньше. Вот собрались всем миром и построили новый дом, назвали его «Дом путешественника (социального туриста) на озере Селигер».
Что же нужно такому объекту, претендующему на статус государственно-частного или, точнее, частно(общественно)-госу­дар­ственной структуры?
В первую очередь признание статуса. Ведь Дом путешественника внесен в единый федеральный справочник детских туристских учреждений России.
Также нам очень помогло бы выделение 2‑3 ставок педагогов дополнительного образования, которые могли бы работать на базе Дома путешественника с местными детьми. Пока же это практически не решаемо не только из-за отсутствия средств и равнодушия местных чиновников, которое проявляется, когда речь заходит о получении почему-то обязательной лицензии на образовательную деятельность. Я считаю, что лицензия на образовательную деятельность нужна только для учреждений и организаций, осуществляющих такую деятельность на коммерческих условиях. Для общественных организаций, работающих на безвозмездных условиях, и уж тем более для государственных образовательных учреждений такая лицензия не нужна в принципе (она не несет иного смысла, кроме разве что коррупционного).
Наконец, Дому путешественника нужны целевые субсидии на летний отдых детей. И еще, я считаю, будет очень правильным напомнить профсоюзам разных уровней об их традиционной миссии советского времени, а именно о решении вопроса организации и субсидирования отдыха рабочих, служащих и их детей. Вот тогда будет настоящее частно(общественно)-государственное партнерство.
Удивительно, что даже при наличии всех перечисленных проблем наш проект «Детско-юношеский (образовательный) туризм как продуктивная воспитательная технология» стал победителем конкурса президентских грантов для НКО 2017 года. На местных уровнях нас много лет на свой страх и риск поддерживает государственное опытное охотничье хозяйство «Селигер», а в Москве - муниципальные депутаты округа Вешняки. Не отказывает в помощи и Московская торгово-промышленная палата.

​Александр МИНДЕЛЬ, член Комитета Московской торгово-промышленной палаты по социальному предпринимательству и поддержке социальных программ, заслуженный путешественник России, кандидат педагогических наук