21 мая Президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди приняли участие в церемонии закрытия майской образовательной программы центра «Сириус» в Сочи. Вместе с руководителем «Сириуса» Еленой Шмелевой Владимир Путин провел для индийского гостя небольшую экскурсию, во время которой рассказал об истории создания центра и новых проектах. «Обычно в школах я вижу печальные, трагичные лица. Но здесь, я вижу, очень активные, энергичные ребята, которые намерены приложить все усилия для того, чтобы внести свой вклад в развитие человечества в целом и России, делать что-то особое», - отметил Нарендра Моди. Он пригласил ребят в Индию, пообещав им как личную встречу, так и общение с местными школьниками.

23 мая Президент России Владимир Путин посетил VI традиционный юношеский турнир по дзюдо памяти заслуженного тренера России Анатолия Рахлина в Петербурге. Глава государства наблюдал за финальным этапом состязаний и вручил медали победителям и призерам соревнований. Турнир проводится в Северной столице с 2013 года. В этом году в нем приняли участие более 300 юных спортсменов из России, Азербайджана, Аргентины, Армении, Германии, Греции, Грузии, Израиля, Латвии, Молдавии, Монголии, Польши, Республики Сербской, Финляндии, Франции, Эстонии. Медали разыгрывались в девяти весовых категориях у юношей и в семи у девушек. Дата проведения турнира совпадает с днем рождения легендарного российского тренера. В 2018 году Анатолию Семеновичу Рахлину исполнилось бы 80 лет.

Президент России Владимир Путин подписал указ о создании автономной некоммерческой организации «Россия - страна возможностей». Ее учредителем выступит Управление делами президента. Согласно тексту документа организация будет образована в целях «создания условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан». Напомним, что сегодня уже существует одноименная онлайн-платформа, объединяющая 14 проектов. Среди них - «Лидеры России», «Абилимпикс», студенческий проект «Управляй!». 15 марта этого года на форуме «Россия - страна возможностей» с победителями и финалистами проектов встретился Владимир Путин.

В Совете Федерации состоялась выставка рисунков юных художников «От каждого по капельке - и море добрых дел». На экспозиции были представлены работы 28 ребят в возрасте от 3 до 14 лет. Как отметила председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина, тема выставки продиктована проходящим в стране Годом добровольца (волонтера). На рисунках - добровольцы, работающие на Байкале, спешащие на помощь детям Донбасса, подготовившие подарки малышам из детского дома. «Символично, что Десятилетие детства началось именно в Год добровольца (волонтера), - сказала сенатор, обращаясь к художникам. - Считаю всех вас нашими юными помощниками, так как, несмотря на возраст, вы чувствуете и знаете главное - надо всегда спешить на помощь тем, кто в этом нуждается». Зинаида Драгункина вручила всем участникам выставки благодарность Комитета СФ по науке, образованию и культуре и памятные подарки.

На круглом столе в Государственной Думе обсудили проблемы оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ и социальной адаптации. Участники дискуссии говорили о нехватке профильных специалистов в регионах (так, в среднем по России один педагог-психолог приходится на 656 обучающихся, а в ряде субъектов этот показатель больше 1000), о необходимости массовой переподготовки учителей в связи с переходом к инклюзивному образованию, о том, что особые потребности есть не только у детей-инвалидов, но и у других категорий ребят. Согласно требованиям законодательства специализированная помощь детям оказывается в региональных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Представитель Министерства просвещения Ирина Терехина отметила, что таких центров в России сейчас 180, а в нескольких субъектах их вообще нет. Но и в работающих ППМС-центрах не хватает специалистов, из-за кадрового дефицита помощь большинству детей просто недоступна. Участники дискуссии предложили внести в действующие законодательные нормы ряд изменений. Одно из них - включить специалистов, работающих в ППМС, в перечень педагогических работников. В настоящее время на них не распространяются президентские указы, касающиеся системы образования, из-за чего уровень зарплат остается низким. Прозвучало также предложение добавить дистанционные консультации и помощь с использованием видеосвязи в список услуг, оказываемых ППМС. Такая помощь бывает не только эффективной, но и во многих случаях единственно возможной, когда речь идет об образовательных учреждениях в удаленных районах. Не учитывает закон также раннюю помощь так называемым неорганизованным детям. Если малыш не ходит в детский сад, то оплата труда психологам и другим специалистам, оказывающим помощь такому ребенку и его семье, не предусмотрена. Эту ситуацию, по мнению участников круглого стола, пора изменить. По итогам дискуссии Комитет Госдумы по образованию и науке примет соответствующие рекомендации.

24 мая Министр просвещения РФ Ольга Васильева посетила праздник Последнего звонка в Развилковской средней школе Подмосковья, которую сама окончила в 1975 году. Министр пожелала нынешним выпускникам всегда быть верными своей мечте и абсолютно во всех ситуациях оставаться людьми. Во время общения с учениками и педагогами Ольга Васильева также прокомментировала основные задачи, которые предстоит под ее руководством реализовывать новому ведомству.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева на площадке Петербургского международного экономического форума рассказала, что изменит в сфере образования реализация проекта «Цифровая школа». В настоящее время ведомство дорабатывает паспорт проекта с учетом приоритетов, обозначенных в новом майском указе президента. По словам министра, он важен для всех участников образовательного процесса: «Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность нашим школьникам свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. У родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребенка. Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку». Министр подчеркнула, что реализация проекта предусматривает повышение квалификации педагогов и оснащение школ необходимой инфраструктурой, что позволит максимально эффективно использовать ресурсы Российской электронной школы, в которой заключен значительный объем онлайн-материалов для учащихся и учителей. В рамках проекта будет создана цифровая экосистема, благодаря которой станет возможным переход к автоматизированному делопроизводству, работе с цифровыми инструментами. Изменится роль учителя, который станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально индивидуализирует траектории обучения школьников. Появится возможность прохождения аттестации и сдачи экзаменов в цифровой форме. Родители смогут в режиме реального времени узнавать, находится ли ребенок в школе, какие результаты он показывает в образовательной деятельности. В рамках проекта будут созданы цифровая платформа и информационный ресурс «Цифровая школа», которые обеспечат возможность использования и интеграции существующих на рынке решений (в том числе электронных журналов и дневников).