- Лариса Сергеевна, 15 лет назад конкурс провели впервые…

- Даже сложно в это поверить! А какое за эти годы сформировалось сообщество экспертов! Это и педагоги, и школьники, все те, кто разделяет идею проекта, считает себя его частью.

А начиналось все в 2003 году на Всероссийском семинаре-совещании по развитию молодежного парламентаризма. Авторами проекта стали несколько студентов из разных городов России: Москва, Рязань, Коломна, Новосибирск, Архангельск, Калининград. Напомню, 2003 год - это период острой дискуссии о реформе местного само­управления в стране.

Изначально идея проекта - создание площадки для обмена опытом практической деятельности по вопросам участия молодежи в социально-экономическом развитии российских территорий. На первом этапе конкурс включал номинации, раскрывающие идеи Федерального закона РФ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». С течением времени конкурсные и образовательные мероприятия проекта приобрели новые содержательные грани.

- В нашей стране очень много конкурсов для детей, молодежи. Чем конкурс «Моя страна - моя Россия» отличается от них? Почему за все эти годы он не утратил, а, наоборот, только набирает популярность?

- Секрет его жизнестойкости, я полагаю, в людях, которые реализуют конкурс и все сопутствующие ему мероприятия, он в экспертах, партнерах, педагогах, выпускниках.
Ежегодно, прежде чем обнародовать положение о конкурсе, мы проводим экспертные сессии с участниками конкурса прошлых лет, педагогами, экспертами. Обсуждаем содержание и названия номинаций, критерии, делаем запросы в образовательные организации, уточняем актуальное содержательное наполнение номинаций в органах государственной власти по профилю.

Положение, которое выносится на утверждение, - это результат широкого обсуждения. Наверное, такая живая работа и не дает проекту закоснеть, отстать от тенденций.
В этом году в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил: «Нам нужно создать современную среду для жизни, преобразить наши города и поселки. При этом важно, чтобы они сохранили свое лицо и историческое наследие... Предлагаю развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населенных пунктов, и как минимум удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет». Для нас этот важный посыл стал серьезным стимулом к развитию проекта «Моя страна - моя Россия». Совершенно точно, что эти задачи будут заложены в положение о конкурсе 2019 года. Ведь, как говорил Антон Семенович Макаренко, «воспитание совершается на каждом квадратном метре Земли».

Отмечу и другое, на мой взгляд, важное обстоятельство. На этапе самой идеи мы не думали о масштабе конкурса, о тиражировании, о его педагогическом и социальном эффекте, о «проектной деятельности как инструменте работы с молодежью и детьми»… Проект зародился просто как творческий опыт любящих свое Отечество молодых людей! В итоге сегодня мы имеем дело с самоорганизующейся природой нашего конкурса.

Ежегодно растет количество региональных, муниципальных организационных комитетов, мы наблюдаем самозарождение инициатив вузов внутри конкурса. Во времена, когда конкурс переживал свой кризис, именно представители регионов убедили нас сохранить этот проект.

- Можно ли говорить о том, что за эти 15 лет конкурс стал даже чем-то большим, чем крупное интеллектуальное и творческое соревнование для молодежи?

- Да, сегодня это уже и система образовательных мероприятий для детей и молодежи, педагогов-новаторов, это и методическая библиотечка, и система выявления и сопровождения лидеров местных сообществ, на содержательной основе готовых участвовать в развитии российских территорий.

Образовательные и конкурсные мероприятия проекта «Моя страна - моя Россия» очень характерно отражают, в моем понимании, два ключевых аспекта работы с молодежью и, собственно, всей системы образования - принцип межведомственности и функцию опережающей роли.

Основными организаторами конкурса 2018 года выступили Минобрнауки России, Общероссийский союз общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы», Российская академия образования, Росмолодежь, Российское общество «Знание», Национальный фонд подготовки кадров и др. Проект поддержан Фондом президентских грантов. Для образовательных организаций и педагогов-новаторов конкурс за эти годы стал инструментом организации школьного и студенческого социального проектирования.

Номинации конкурса охватывают весь спектр вопросов развития российских городов и сел. Ежегодно содержание номинаций уточняется в профильных министерствах и ведомствах, формируется своего рода техническое задание для молодежного проектного творчества. Школьники, студенты, аспиранты, молодые ученые и специалисты через систему конкурсных мероприятий участвуют в формировании образа будущего городов и сел.

- А если говорить об опережающей роли…


- А здесь я имею в виду прежде всего следующее. Острая дискуссия о том, какими должны быть образование и работа с молодежью, чтобы наши дети были лучше подготовлены к завтрашнему дню, не утихает: эксперты рассуждают о том, какие компетенции молодые люди должны освоить, какие актуальные знания получить. Остра в целом и дискуссия об их будущем.

В этой связи в рамках нашей формирующейся научно-практической школы в центре внимания два ключевых аспекта - это возможность субъектного участия ребенка, молодого человека в изменении окружающей его действительности (через школьное, студенческое, молодежное самоуправление, через проектную деятельность) и возможность дерзкой мечты о том образе будущего, в котором ребенок, молодой человек видит себя. Образ будущего - это образ его самого, его «я», города, где он живет, страны России. Образность, проекция будущего, осознание своей принадлежности к России как нельзя лучше формируются именно через проектную работу.

- Лариса Сергеевна, каково значение конкурса «Моя страна - моя Россия» для разных ступеней образования?


- Если говорить о компоненте обучения, получения новых знаний и нового опыта, то в первую очередь это можно увидеть в результатах школьных, студенческих, молодежных проектов. Критерии оценки конкурсных работ очень высокие: актуальность и социальная значимость проекта для территории (города, села), кадровое обеспечение (наличие команды, единомышленников), финансово-экономическая обоснованность и др. Уже в ходе подготовки конкурсной работы из своей идеи авторы формируют проект. Кто-то связывает его с профильными региональными целевыми программами, кто-то формирует бизнес-план; авторы собирают письма поддержки от хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, общественных организаций. Часто это очень серьезный образовательный маршрут, который вне зависимости от победы или проигрыша ценен для автора: в ходе него выявляется новая информация, добываются важные и актуальные знания. Этот механизм работает как в системе школьного, так и профессионального образования.

Вместе с тем наряду с учебным эффектом важность имеют воспитательные, социализирующие возможности, актуальные для участников проектов всех возрастов.
На базе нашей организации уже второй год работает лаборатория проектных методов в образовании, в инициативном порядке объединяющая наших экспертов и педагогов-новаторов. Мы анализируем результаты проектной деятельности детей и молодежи, практики, которые есть в территориях. Активно работаем с академическими институтами Российской академии образования. В частности, с Институтом стратегии развития образования, который возглавляет Светлана Вениаминовна Иванова.

С точки зрения воспитательных возможностей перспективно выделять результат социально-проектной деятельности молодежи не только и не столько как произведенные конкретные социальные продукты, а в первую очередь как возможность для развития личностных качеств, субъектного отношения к своим гражданским обязанностям в ходе реализации проекта и презентации его результатов; изменение качества отношений в школьном, студенческом коллективе, молодежных группах, что приводит к рождению творческих команд, способных к созидательным проектам и во взрослой жизни!

Школьные годы, студенчество - это, конечно, период получения знаний, важных для жизни в дальнейшем, но это и время встречи с друзьями, единомышленниками, время формирования крепких команд на будущее, которые могут развивать российские территории. Реализация же первых проектов - это, по сути, первые управленческие социальные пробы.
Возможно, мое заявление звучит достаточно смело для педагогической науки, но эксперты нашего конкурса прямо говорят о том, что социально-проектное творчество формирует в территориях открытое воспитательное пространство.

Роль и место такого открытого воспитательного пространства в формировании подрастающего поколения можно оценить, лишь понимая механизм его социализирующего влияния на молодежь. Оно выступает тем каркасом, конструкцией, в которой композиционно соединены семья, институциональные и неформальные, инициативные, свободные формы работы с детьми и молодежью.

Тема формирования чувства российского сообщества - одна из стратегических целей системы образования и молодежной политики, тесно сопряженная с формированием гражданской идентичности подрастающего поколения, социальных практик участия детей и молодежи в принятии важных для общества решений на школьном, студенческом, местном уровнях.

- В конкурсе принимают участие молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Получается, что школьники соревнуются со студентами и даже молодыми специалистами, учеными, преподавателями? Как проводится оценка таких работ?


- Конкурсный отбор - всегда предмет острой дискуссии. И тут проблема не только в возрасте участников. Другой парадокс - это победы школьников в состязании со студентами. Ведь если на заочном этапе эксперты видят только текст, то защита на очном этапе происходит открыто, там все на виду. И, конечно, всегда вызывает уважение обучающийся средней школы, который выглядит серьезнее, подготовленнее, мотивированнее, чем, скажем, студент.

Вместе с тем по настоянию педагогов и экспертов в качестве эксперимента в 2017 году впервые был проведен Всероссийский конкурс для проектных команд обучающихся и педагогов-новаторов «Школьная проектная олимпиада», который ориентирован только на школьников. Самые успешные из них, пройдя школьный отбор, будут соревноваться с более старшими участниками.

Ежегодно 7 тысяч участников - это, значит, и 7 тысяч педагогов-новаторов, развивающих в своей практике проектный метод, нестандартно подходящих к работе с детьми и молодежью. С 2016 года отдельные номинации ориентированы именно на педагогов-практиков.

- А кто экспертирует конкурсные работы?


- Это тоже особенность нашего конкурса. На заочном этапе конкурсную работу смотрят 3‑4 эксперта. Мы стараемся, чтобы в этом участвовали педагоги-практики, представители научной сферы, отраслевики, представители НКО, СМИ, представители органов государственной власти и местного самоуправления. В зависимости от номинации состав экспертов может варьироваться.

В этом году в экспертизу работ были вовлечены 302 эксперта из разных регионов и отраслей - очень разные люди и по возрасту, и по своему опыту. Это позволяет нам получить на выходе достаточно объективные оценки.

Качество работ разное год от года, и за 15 лет мы уже фиксируем определенные тенденции, отмечаем интересные закономерности в системе образования. В частности, введение в новый ФГОС проектной деятельности как обязательного компонента образования повысило стремление педагогов общеобразовательной школы к участию в нашем конкурсе со своими воспитанниками, увеличило количество побед школьников и качество школьных проектов.

Есть и другая грань. В ходе ежегодной экспертизы конкурсных работ по социально значимым номинациям можно отследить спе­цифику общественных настроений в стране, увидеть социальный портрет регионов. Такое обилие материалов и географический масштаб позволяют в случае необходимости провести вторичный качественный и количественный углубленный анализ содержания конкурсных работ и предоставлять информацию для правительственных структур, для руководителей регионов о социальной ситуации в территориях, увиденной глазами молодежи. Молодежь ведь откровенно пишет о том, что болит.

- Есть ли какие-то особенности на конкурсе этого года?


- Конечно! Например, мы впервые будем подводить итоги на Петербургском международном экономическом форуме при поддержке фонда «Росконгресс».

Кроме того, в этом году конкурс представлен широким перечнем тематических номинаций, которые патронируют партнеры конкурса. Например, интереснейшая «Моя разработка: креативные индустрии для развития регионов» (номинация Национального фонда подготовки кадров). Номинацию «Мое здоровье» предложило Министерство здравоохранения РФ. Запущена номинация Российской академии образования «Язык моей страны». Сохранена тематическая номинация «Новые педагогические практики для НТИ», номинация «Транспорт. Пути сообщения моей страны» (номинация Министерства транспорта РФ), номинации «Мой дом», «Мой город» (номинации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Школы грамотного потребителя). Фонд «Наше будущее» учредил номинацию «Мое ремесло». Отдельные номинации учредило Российское общество «Знание».
Значительно расширены и традиционно педагогические номинации для педагогов, реализующих интересные и перспективные практики работы с детьми и молодежью.
Темы проектов тесно привязаны к специфике российских городов и сел. В 2018 году мы проводим эксперимент с 22 опорными вузами. Будет отработана модель по начислению дополнительных баллов ЕГЭ победителям конкурса в рамках вузовской квоты. В инициативном порядке уже получаем предложения и от других вузов, которые не вошли в эксперимент этого года. Посмотрим, что вый­дет на практике. Важны не только плюсы, но и рекомендации, фиксация нюансов.

- Конкурс «Моя страна - моя Россия» носит ярко патриотический характер. Лариса Сергеевна, а что вы понимаете под патриотизмом?


- Сейчас много говорят о воспитании гражданина, о патриотизме. Мы развиваем концепцию деятельностного патриотизма - субъектного отношения молодого человека к своей большой и малой родине через конкретные дела. Чему учит проект «Моя страна - моя Россия»? Творить и создавать добрые дела на своей малой родине, в своих городах и селах. Это та самая любовь к Родине через личное созидательное участие в ее судьбе. Ведь любовь к человеку, к делу, к родной земле - это в равной степени глубокая субъектная ответственность, забота и тихая радость от вклада, от созидания.


Справка «УГ»

За 15 лет свои проекты по развитию российских городов и сел на конкурс «Моя страна - моя Россия» представили более 58 тысяч человек. Общее количество участников с учетом региональных этапов в 2018 году - более 7000 человек из всех регионов РФ. К участию в федеральной экспертизе допущено 2380 проектов. Лучшие проектные инициативы конкурсантов по результатам очного этапа конкурса получают поддержку федеральных и региональных органов исполнительной власти, партнерских НКО и бизнес-структур.

Основными организаторами конкурса 2018 года выступили Минобрнауки России, Общероссийский союз общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы»,  Российская  академия образования, Росмолодежь, Российское общество  «Знание», Национальный фонд подготовки кадров и др. 

Проект поддержан Фондом президентских грантов.