Будучи учителем-практиком и встретив вот уже третий пятый класс в своей педагогической жизни, стремлюсь найти оптимальные решения для своего класса и выстроить алгоритм взаимодействия с родителями так, чтобы оно было максимально комфортным и полезным во всех отношениях. Позвольте поделиться некоторыми наблюдениями.

№1. Использование городских проектов
В соответствии с постановлением Правительства Москвы в столице реализуется ряд интереснейших проектов, где сам город выступает в качестве образовательной среды. Охватить все просто невозможно, поэтому классный руководитель может проанализировать потребности класса и согласно целям своей воспитательной работы выбрать те мероприятия и площадки, которые соответствуют интересам, возможностям и потребностям детей. Так, в начале нового учебного года наблюдалась разрозненность ребят в классе при переходе из начальной в основную школу, ощущалась острая нехватка совместного досуга. Поэтому на родительском собрании было предложено принять участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», при этом практически все учащиеся класса были распределены на группы, кураторами которых становились родители, а каждая группа в течение учебного года должна была выполнять разнообразные задания этого увлекательного конкурса, посещая культурно-исторические объекты города Москвы и ближайшего Подмосковья. А, как известно, ничто не сплачивает лучше командной работы, особенно когда есть соревновательный компонент и желание побеждать. Из трех команд нашего класса одна группа учащихся смогла более чем достойно пройти конкурсные испытания и набрать втрое больше баллов, чем это необходимо для победы. Но горящие глаза всех детей при изучении новых объектов, развитие познавательных способностей и время, проведенное вместе, бесценны!
Другим, не менее важным конкурсом, является V Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений», участие в которой тоже призвано сплотить семью и школу, давая подрастающему поколению возможность понять и проанализировать заслуги и подвиги своих родственников. Данную работу трудно представить без участия родителей; подготовка к олимпиаде была проведена в классе совместно с филологом, работающим в классе.  
Новая, заслуживающая отдельного внимания исследовательская культурологическая олимпиада «История и культура храмов столицы-2018» заинтересовала одного ребенка из семьи священнослужителя. Так совпало, что в середине года класс пополнился новым мальчиком, и этот конкурс стал шансом реализовать возможности данной семьи, раскрыть таланты ребенка в теме, которая очень близка. Работа с заданиями заочного тура была слаженной, трудоемкой и объемной, полностью была выполнена учеником в сотворчестве с родителями, а подготовку к очной защите исследовательского проекта было решено вынести на совместную работу с классным руководителем. Надеюсь, что в двух последних испытаниях, результаты которых мы сможем узнать только в мае, наши ребята тоже достойно выступят.

№2. Воспитательная система школы
Школа №825 известна воспитательной системой, которую создал выдающийся педагог Владимир Абрамович Караковский. Как и 40 лет назад, сегодня традиционные мероприятия школы являются флагманами в работе классного руководителя, помогают расставить приоритеты, задают темп и ритм, осмысленно выстраивают мероприятия месяца и года. Ключевыми делами года можно по праву считать Праздник песни, Подростковый и Традиционный сборы, Праздник чести школы, Рассвет Победы. Данные мероприятия тщательно планируются, а подготовка к ним занимает не одну неделю. Наши ключевые дела в средней и старшей школе проводятся с использованием методики КТД И.П.Иванова, в которой не только планирование и проведение, но и анализ мероприятия играют большую роль! В этом учебном году, например, Праздник песни было решено реализовывать с участием родителей, которые помогали с выбором костюмов для выступления, а анализ мероприятия помимо обсуждения включал написание совместной детско-взрослой статьи, которая была опубликована в газете «Пионерская правда».

№3. Влияние предмета на стиль и содержание работы классного руководителя
Не секрет, что не только личностные качества, но и преподаваемый предмет влияет на стиль и содержание работы классного руководителя. Будучи учителем английского языка и имея за плечами опыт, приобретенный благодаря поездкам в англоговорящие страны, привносишь в свою работу лучшее из того, что удалось узнать и понять в иностранных образовательных системах.
Одним из ярких примеров влияния преподаваемого предмета на стиль работы классного руководителя можно считать интегрированный классный час (час общения + английский язык + естествознание), который состоялся осенью 2017 года. Это занятие было приурочено к всероссийской Неделе науки в школах, которую проводили Британский Совет и Министерство образования и науки Российской Федерации в рамках Года науки и образования Великобритании и России. Данный классный час имел колоссальный успех среди учащихся, нашел положительный отклик у родителей. Ведь в первую очередь именно родители заинтересованы в интеграции знаний и навыков учащихся из разных областей знаний, применении их на практике, проведении увлекательного и полезного досуга школьников. Поэтому на поддержку родителей в таких мероприятиях всегда можно рассчитывать. Говоря о данном, конкретном примере - классном часе «Пища для размышлений: 3D-печать в пищевой индустрии», хочу отметить, что реализация замысла была технически довольно сложно осуществима, практически невозможна без организационного участия родителей (для проведения опытов нужен был сухой лед, для практической работы предполагалось использование 3D-ручек). Но родители с энтузиазмом откликнулись и помогли классному руководителю.

№4. Современные технологии
Современные технологии призваны решать многие задачи и теоретически экономить время учителя и классного руководителя. Но на деле это лишь отчасти так. С одной стороны, если взять, к примеру, современную Московскую электронную школу вместе с централизованной единой базой электронного журнала, то окажется, что МЭШ упрощает работу классного руководителя:
- автоматически создает всевозможные отчеты;
- выстраивает графики успеваемости;
- хранит большие объемы информации;
- уже давно нет необходимости от руки заполнять бумажный журнал, без конца переписывая список класса;
- у родителей есть возможность оперативной связи с учителями-предметниками и классным руководителем посредством личных сообщений.
С другой стороны, благодаря мессенджерам учитель может быть доступен круглосуточно, но так ли это хорошо для педагогического работника?! В современной практике сплошь и рядом встречаются случаи, когда родители желают обсудить насущные проблемы в удобное для них время, а это понятие у каждого очень индивидуальное. Именно поэтому, прежде чем вступать с родительской общественностью в переписку, создавать общие чаты, классный руководитель должен четко определить границы и рамки такого онлайн-взаимодействия.
№5. Раскрытие творческого потенциала семьи
Наблюдения показывают, что классный руководитель может сплотить и семьи на реализацию их творческих, совместных проектов. Так, в качестве подготовки к празднованию Нового года ребятам было предложено дома создать поделки для украшения классного кабинета своими руками. Работы предлагалось выполнять в трех номинациях: «Снежинка», «Рождественский венок», «Новогодний сапожок». Удивительно, но практически 100% учащихся класса приняли участие в данном мероприятии по украшению кабинета, некоторые семьи создали настоящие шедевры. Классный кабинет превратился практически в музей со сказочными, привлекательными экспозициями. У двух семей получилось не просто сотворить потрясающие своим масштабом и непревзойденной красотой арт-объекты (настоящий камин, елка из дисков с гирляндами, снеговик ростом с ребят), достойные выставок современного искусства, но и вдохновить на творчество других родителей и детей.

№6. Организация экскурсий, походов в театр
Не нужно стесняться делегировать часть организационной работы, касательно выездных мероприятий, родителям, ведь среди этой аудитории найдутся эксперты в области составления наименее затратного маршрута, оптимальных условий в соотношении «Цена - качество». Чтобы у учителя находилось больше времени на решение текущих вопросов и общение с детьми, не нужно пренебрегать помощью заботливых пап и мам.

№7. Взаимодействие с органами власти и социальными структурами
С каждым годом все больше появляется сложных семей с целым спектром проблем, решение которых выходит за границы возможностей школы. Для эффективного решения сложных проблем и критических ситуаций, для оказания адресной помощи семье и учащимся необходимы тесный контакт и взаимодействие с КДН, органами опеки, полиции и социальной защиты.
№8. Добротворчество и волонтерство
В наше время особо ценными являются волонтерские проекты, которые призваны воспитать в детях достойных граждан и обратить их внимание на посильную помощь нуждающимся, изменение или формирование их отношения к инвалидам, престарелым и другим категориям. В 825-й школе много лет проводятся разнообразные акции помощи детским домам, ветеранам. Чаще всего инициаторами данных мероприятий выступают педагоги. Но в этом году родителями 5-го «Б» класса было предложено поучаствовать в нескольких благотворительных акциях. Внимание большинства привлек проект «Старость в радость», в рамках которого желающие учащиеся нашей школы подписали и отправили поздравительные открытки к Дню Победы бабушкам и дедушкам в дома престарелых по всей России (всего было создано, подписано и отправлено 148 открыток).
Очень хотелось бы надеяться, что родители и классные руководители перестанут чувствовать себя по разные стороны баррикад, а будут с пониманием относиться друг к другу, стремясь найти оптимальные решения в воспитании и развитии детей.

Наталья МАСЛОВА, классный руководитель 5-го «Б» класса школы №825