Промежуточный контроль. Игра «Точки»
Всем известна незатейливая детская игра, когда ребенок, соединяя точки в порядке возрастания, получает рисунок. Эту форму работы можно применить и на уроках. Задание подойдет для отработки темы, где возможны два варианта ответа. Пройдя орфографическую тему, учащиеся могут отработать ее творческим способом: решая задание, рисовать картинку.
Задание предназначено для самостоятельной работы (или работы в парах) и представляет собой выбор одного из двух слов, расположенных рядом с пронумерованными точками. Хитрость заключается в том, что точки с одинаковыми цифрами представлены на листе дважды, и ребенок сам должен понять, с какой именно двойкой ему соединить выбранную единицу. Например, мы изучили правило правописания чередующихся гласных в корне. В задании рядом с одной цифрой 1 - слово пол...г, а с другой цифрой 2 - на ск...ку. В первом случае пропущена гласная О, во втором - А. Ученик должен выбрать ту единицу, которая соответствует пропущенной букве, изображенной в ключах слева от рисунка. То же самое сделать и с остальными повторяющимися цифрами и числами. В итоге, соединив нужные точки, ученик получит изображение, например яблока. Важно, чтобы точки были соединены прямыми линиями без огибания написанных слов.
Почему именно такой вариант работы я считаю эффективным? Это необычный аналог теста и мотиватор для ребят, кроме того, эта работа помогает сменить динамику, а учитель, уже зная рисунок, может одним взглядом проверить работу (лучше в процессе выполнения, подсказывая ребятам при необходимости). Работа рассчитана на 10-15 минут и подойдет ученикам любого возраста: и 5-е, и 11-е классы оценили это задание, заинтересовавшись им еще до раздачи листов, а после выполнения восклицали: «Вот это интересно!» Творческий подход - отличный способ разнообразить урок.

Промежуточный контроль. Индивидуальное задание «Составь фразу»
Задание подойдет для закрепления темы, где возможны два варианта ответа. Например, при изучении темы «Н/НН в прилагательных» в 6-м классе.
У ученика на парте  несколько пронумерованных словосочетаний, и нужно найти среди них, например, те, где в прилагательных две буквы Н. Затем в специальной таблице выбрать соответствующие цифры и числа, посмотреть на буквы под ними, выделить их и прочитать фразу. Если все выполнено правильно, фраза действительно получится. Ниже приведен пример такой таблицы и выделены цифры и буквы, составляющие правильный ответ: «Превзойди себя сам».
Это задание заинтересовывает школьников, особенно если выполнять его на скорость, концентрирует внимание и повышает интерес к теме. Подходит для любого класса. Время выполнения зависит от количества цифр в строке (10-20 мин.).

Изучение новой темы/закрепление. Командная игра «Фразеологизмы»
Последнее занятие перед новогодними каникулами мне хотелось сделать особенно интересным и несложным. Пятиклассники как раз проходили раздел «Лексика».
Ребята делятся на группы по 4-5 человек и получают «маршрутные листы» с изображением двенадцати «остановок», то есть типов заданий с фразеологизмами. На листах изображены предметы, соответствующие названиям заданий, а между ними проложены дорожки. Маршрутные листы нужны для того, чтобы видеть, с каким заданием мы работаем, и чтобы в голове складывалась определенная занимательная система.
Вот названия и пояснения некоторых из остановок: «Таможня» (детям выдают напечатанные загадки, чтобы ребята сами сформулировали тему занятия), «Фразеологический зоопарк» (на слайдах появляются рисованные изображения животных, команды на скорость называют фразеологизмы, связанные с рисунками), «Станция спасателей» (во фразеологизмах специально сделаны ошибки, задача команд - их исправить. Например, «играть значение» => «играть роль»), «Город мастеров» (ребята получают набор распечатанных фразеологизмов, которые они рассортировывают в специальные емкости - «сундучки», подписанные определенной профессией, то есть пятиклассники угадывают этимологию фразеологизмов. Например, «в час по чайной ложке» - доктор), «Бюро информации» (детям озвучивают фразеологизм, они называют слово-синоним. Например, «рукой подать» - близко), «Музей восковых фигур» (из двух наборов нужно найти фразеологизмы-синонимы), «Иностранное посольство» (нужно угадать русский фразеологизм, основываясь на его иноязычном аналоге. Например, одним камнем дважды ударить (фр.) - убить двух зайцев), «Детективное агентство» (командам выдают тексты из художественной литературы, в которых они ищут фразеологизмы), «Парковка» (подведение итогов: письменные ответы на вопросы от команды по изученной теме).
Игра рассчитана на весь урок в основном для средней школы. 5-й и 7-й классы с удовольствием делились на команды и ждали очередного этапа конкурса, подсчитывая баллы. Эффективность занятия определяется соревновательным элементом, большим количеством разнообразной зрительной информации и заданий на развитие моторики.

Вывод
Все вышеприведенные формы работы были использованы на занятиях в малых и больших группах, в средних и старших классах. И там, и там мы добились успехов, и дети с азартом участвовали в упражнениях. Единственным недочетом первых двух типов заданий был разный уровень подготовки школьников, и нужно было занять ребят, уже справившихся с заданием. Для этого я поручила самым активным ребятам побыть экспертами и ходить по рядам, проверяя работу у остальных, подсказывая им, где они ошиблись, но не давая прямого ответа. Уроки прошли ярко.
Гораздо проще организовывать меньшее количество детей, но с игрой «Фразеологизмы» оказалось все наоборот. Именно большое количество команд определяло соревновательный интерес.
При желании учителя задания можно адаптировать под учащихся, упростив их или добавив какой-нибудь элемент. С уверенностью могу сказать, что в общеобразовательной школе можно и нужно применять подобные формы заданий, ведь они помогают детям повысить интерес к учебе и интерактивно следить за своей успеваемостью.

Анна БАЛОБИНА,
учитель русского языка и литературы школы №1143