Являясь членом аттестационной комиссии ДОгМ, я часто задаю вопрос заместителям директоров по воспитанию и социализации о том, как изменился функционал классного руководителя в их образовательных организациях. Изменились ли задачи, которые он решает? Не могу похвастаться, что получаемые ответы «цепляют» меня как директора... Все банально: слова-штампы о необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку, об осведомленности классного руководителя о жизни своих учеников «в любое время суток - хоть ночью разбуди...». А хотелось бы услышать о качественно новых, реально влияющих на индивидуализацию образования изменениях.
Хочу представить модель функционала классного руководителя - младшего менеджера (так мы его называем) нашей образовательной организации - частной школы «Карьера». Наверняка среди читателей будут коллеги, которые, являясь слушателями курсов МЦКО прошлых лет, знакомы с моделью нашей образовательной системы, видели на практике работу младших менеджеров, общались с ними. Надеюсь, что эта статья будет интересна всем, кто действительно хочет, чтобы образование, получаемое в московских школах, стало действительно результативным для каждого нашего ученика.
Классный руководитель в нашей школе называется «педагог-менеджер», так как выполняет ряд функций, связанных с управлением образовательным процессом своего класса. Полномочия, делегированные ему из функционала завуча, позволяют оперативно решать текущие вопросы жизни класса, направлять и координировать работу команды педагогов, работающих в классе, удерживать целевые установки в отношении деятельности всех участников образовательного процесса. Перераспределение обязанностей завуча позволяет высвободить его для решения управленческих задач более высокого стратегического уровня. Итак, каковы же направления деятельности младшего менеджера школы «Карьера»?
 Прежде чем я начну рассказывать о содержании деятельности классного руководителя, необходимо отметить, что главной концептуальной идеей образовательной системы школы, «идеологическим стержнем» нашей педагогической деятельности является решение индивидуальных и групповых задач развития учащихся.  Что же это такое? В организации процесса образовательной деятельности, как известно, основными являются противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным характером процесса учения и развития, а также  руководящей ролью учителя и необходимостью развития самостоятельности и инициативы ученика.  Разрешение этих противоречий возможно только при усилении индивидуализации процесса образовательной деятельности и развития субъектности школьников.
Индивидуализация в образовании должна реализовываться в трех направлениях: через деятельность учителя, индивидуализацию учения (деятельность ученика) и индивидуализацию развития.
Чтобы индивидуализация процесса образовательной деятельности осуществлялась системно, нами разработана технология постановки и решения индивидуальных задач развития ребенка, в основе которой лежат метапредметные умения. Эта модель построена в нашей школе и апробирована в разных образовательных учреждениях как образовательная модель построения образовательного процесса на основе индивидуальных задач развития учащихся.
Решение проблем учения и обучения целесообразно начинать с развития умения учиться, что мы осуществляем с помощью реализации задач развития учащихся, именно эта деятельность является ведущей для младшего менеджера (классного руководителя) в нашей школе.

Организация работы по постановке и решению задач развития отдельных учащихся и класса
в целом
Задачи развития - это то образовательное содержание, которое предлагает антропологически ориентированная школа ребенку определенного возраста, обладающего теми или иными индивидуальными особенностями. В основе формулировок задач развития лежат метапредметные умения, которые:
- позволяют ребенку объективно оценить свою образовательную ситуацию;
- являются залогом результативной образовательной деятельности.
Процесс образовательной деятельности обучающегося строится на основе разработки индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих его личностные особенности; система мониторинга - на основании сравнения достигнутых результатов с эталонным портретом.
Эталонный портрет - это идеальный образ ученика определенного возраста, включающий в себя способности, умения и навыки, необходимые для успешного обучения, саморазвития и самореализации в соответствии с принятыми государством требованиями, социальными нормами и ФГОС.
Эталонный портрет состоит из нескольких блоков:
1) организационно-рефлексивный блок;
2) познавательный блок;
3) блок соорганизации деятельности;
4) информационно-коммуникативный блок.
Каждый блок включает в себя способности, умения и навыки, которыми должен обладать ученик определенного возраста.
В отношении каждого ученика ставятся следующие задачи развития: возрастные, индивидуальные.
Возрастные задачи развития ребенка в процессе образования - перечень основных метапредметных умений, соответствующих определенному возрасту ребенка.
Индивидуальные задачи развития ребенка - выборка приоритетных метапредметных умений для конкретного ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проблемы и перспективы развития (ставятся на основе соотнесения результатов психолого-педагогической и метапредметной диагностики и эталонного портрета ученика соответствующего возраста). В школе разработана система проектирования процесса развития ученика, ключевой фигурой в которой является именно младший менеджер. Здесь, на мой взгляд, очень важно четко делегировать полномочия профессиональной деятельности в процессе реализации задач развития. Мы это сделали так.
Управленцы:
- постановка задач развития на уровне школы;
- создание и реализация системы воспитательной работы на основе задач развития класса;
- проектирование и реализация системы методической работы педагогов на основе задач развития;
- контроль за решением задач развития на разных уровнях, анализ данных мониторинга, коррекция задач.
Младшие менеджеры:
- осуществление педагогического мониторинга, постановка задач развития на уровне класса и каждого ученика или группы учеников;
- построение системы педагогической воспитательной работы на основе поставленных задач развития;
- построение системы взаимодействия с другими специалистами - педагогами-предметниками, психологами, социальными педагогами - в решении задач развития;
- мониторинг результатов деятельности и коррекция.
Психологи:
- участие в постановке задач развития в отношении класса и отдельных учащихся;
- построение системы психологической работы с учащимися и ученическими группами на основе задач развития;
- проведение психологической диагностики для выявления уровня актуального развития учащихся;
- консультирование других специалистов (передачи психологических рекомендаций).
Педагоги:
- построение системы своей работы с классом на основе общешкольных и возрастных задач развития;
- применение информации об индивидуальных особенностях детей, рекомендаций классного руководителя и психолога при построении урока и других форм учебной деятельности;
- освоение технологий, педагогических техник и приемов, позволяющих решать различные задачи развития;
- проведение педагогического мониторинга решения задач развития и коррекция своей педагогической деятельности.
Обеспечивают успешное функционирование системы созданные технологии, подсистемы и измененная оргструктура, одним из ключевых звеньев которой и является младший менеджер. Эти функции являются принципиально новыми в деятельности классного руководителя. Новый функционал предъявил более серьезные требования к уровню компетентности младшего менеджера, теперь он выступает в роли эксперта, аналитика, воспитателя, стратега, проектировщика. Поэтому администрация уделяет много внимания обучению сотрудников: годичные курсы, еженедельные занятия с методистом, тренинги и многое другое.

Проектирование развивающей образовательной среды класса
Это направление деятельности младшего менеджера реализуется посредством разработки и реализации образовательной программы класса
Образовательная программа класса - это стратегия и тактика развития каждого ученика, класса и группы в целом, направленные на повышение качества образования.
Образовательная программа класса - это стратегия и тактика   всех педагогов, работающих с классным коллективом по решению задач развития. В основе образовательной программы лежат задачи развития двух уровней:
- I уровень - это индивидуальные задачи развития каждого ученика класса;
- II уровень - задачи развития детского коллектива.
Базой для создания образовательной программы являются:
- образовательные стандарты;
- ключевые компетенции;
- запрос родителей;
- аналитические материалы психолого-педагогических консилиумов;
- система взаимодействия института младших менеджеров с остальными специалистами школы.
Стратегическая часть образовательной программы:
- эталонный портрет ученика определенного возраста;
- психолого-педагогический портрет класса;
- задачи развития класса;
- индивидуальные задачи развития учащихся;
- перечень специалистов, отвечающих за решение задач развития в данном классе, с расставленными приоритетами;
- педагогический инструментарий для решения задач развития;
- план работы на полугодие;
- аналитические справки педагогов (I часть);
- результаты проведенной психолого-педагогической диагностики (входная и итоговая);
- рекомендации психолога педагогам.
Тактическая часть образовательной программы:
1. Аналитическая справка (II часть) - заполняется педагогом по итогам каждого полугодия.
2. Приложения:
- конспекты уроков, показывающие возможности педагогических технологий для решения задач развития учащихся;
- материалы проектных дней, проводимых под решение задач развития;
- материалы младшего менеджера: анализ посещенных уроков, конспекты открытых мероприятий, результаты наблюдений (схема анализа урока младшим менеджером);
- материалы педагога-предметника (дидактика, педагогический инструментарий под решение конкретной задачи развития, предметный мониторинг).
Образовательная программа класса размещается на внутришкольном информационном пространстве в открытом доступе для всех педагогов и специалистов, работающих в классе. Ее «главным редактором» при этом остается младший менеджер.

Координация работы учителей-предметников и других специалистов школы   по решению задач развития.
Осуществляется в процессе постоянного взаимодействия с командой педагогов, работающих в классе, и подразумевает:
1. Решение проблем педагогов по формированию УУД, обучение педагогов.
2. Составление плана-графика по проведению открытых уроков по задачам развития.
3. Посещение уроков, заполнение экспертного листа урока.
4. Подготовка к круглым столам по подведению итогов работы в полугодии.

Мониторинг развития
и достижений детей
В первую очередь подразумевает мониторинг результативности деятельности всех участников образовательного процесса по реализации индивидуальных задач развития. Для этого нами разработаны листы оценки эффективности урока при посещении его различными категориями: младшими менеджерами, педагогами-психологами, учителями-предметниками, администрацией. Разработаны разновозрастные сценарии классных часов по присвоению детьми задач развития, сценарии психолого-педагогических консилиумов по возрастам. Безусловно, младший менеджер реализует и традиционные формы мониторинга достижений обучающихся, такие как портфолио.
Если рассказанное мною показалось интересным и возникло желание ознакомиться с системой ближе, посмотреть изнутри, как это все работает,  мы будем рады поделиться. Ведь нас всех объединяет одна общая задача - сделать московское образование эффективным, результативным и качественным для каждого юного москвича.

Карина ЧЕРНЯКОВА,
директор школы «Карьера», председатель Совета директоров Московского отделения АсНООР