На помощь пришли директора московских школ, которые предложили обсудить Стратегию московского образования до 2025 года. На встречу с ребятами приехали директора школы №1560 «Лидер» Ирина Дмитриевна Жданова, школы №1631 имени В.П.Кислякова Вера Андреевна Нилова и школы №2107 Олеся Николаевна Лукашук.
Встреча прежде всего была необходима для того, чтобы услышать мнение детей об актуальной ситуации в современной школе, о тех проблемах, которые сегодня есть у школьников, и векторах развития, определяемых для себя ребятами. Для наиболее эффективного и быстрого обсуждения активисты были разделены на 6 групп по 6 человек. Каждая группа путем жеребьевки выбирала себе вопрос для детальной проработки и последующего представления итогов.
После 15-минутной групповой работы активисты по очереди представили свои идеи, проиллюстрировав их ментальными картами.
Первыми выступили активисты, работавшие над вопросом комфорта и удобства школы в целом и образовательного процесса в частности. Ребята предложили дать возможность обучающимся самостоятельно формировать индивидуальную образовательную траекторию, в том числе выбирать необходимый объем изучения каждого предмета в зависимости от класса и профиля обучения. Кроме этого, были выдвинуты предложения по организации бесплатного питания для всех обучающихся. Активисты попросили уделить особенное внимание вопросу оснащения школ современным оборудованием для проведения научных исследований, а также возможности поиска необходимого оборудования при организации индивидуальной проектной деятельности. Если, например, необходимого прибора или материала нет в образовательной организации, то рассмотреть возможность обращения в научные центры, колледжи или вузы для организации полноценного исследования. Самым обсуждаемым оказался вопрос отмены домашнего задания в школах; все участники встречи в итоге сошлись на том, что домашнее задание необходимо планомерно сокращать в объемах, но при этом не отменять его полностью, а делать персонифицированным.
Вторая группа рассказывала о том, каким, на их взгляд, должен быть идеальный учитель. Прежде всего активисты говорили о важности индивидуального подхода к каждому ученику, умении направить деятельность ребенка в нужное русло и о необходимости объективного и внимательного отношения к обучающимся. Также группа уделила особое внимание адекватному отношению педагога к использованию на его уроке гаджетов для поиска информации во время прохождения нового материала и умению педагога быстро находить выход из конфликтных ситуаций.
Следующая группа представляла свое видение вопроса оценки уровня знаний, которую они хотели бы видеть в московских школах уже совсем скоро. Основным предложением стало обязательное комментирование или же иное обоснование оценки, выставляемой педагогом, что позволит исключить большую часть вопросов уже на стадии выставления отметки.
Группа активистов, занимавшаяся вопросом использования Интернета в обучении, высказала мнение о необходимости дополнения электронных ресурсов, в том числе видеоуроков, тестов, электронных учебников. При этом ребята предупредили о необходимости проверки любой информации, публикующейся как в электронных, так и в печатных источниках.
В свою очередь школьники, обсуждавшие вопрос экологического воспитания, отметили недостаточный уровень знаний обучающихся об экологии, при этом вопрос касался не только ресурсосбережения и переработки отходов, но также экологии общения и взаимодействия, психологического комфорта в образовательных организациях. Кроме того, ребята отметили приоритетность формата «дети детям», когда рассказывать о важности экологии будут не педагоги, а компетентные в этой сфере обучающиеся.
Завершающей группе достался вопрос возможной замены человека роботами в различных группах профессий. Ребятам пришла в голову идея разделить все профессии на три группы. В первую группу вошли те профессии, для которых роботы станут только помощниками, а основную часть обязанностей будет выполнять именно человек. К ним были отнесены юристы, психологи, педагоги и представители творческих профессий. Вторая группа вместила в себя профессии, где человек останется наблюдателем, в их число вошли врачи, технологи производства, а также управляющие транспортными средствами, например машинисты и пилоты. В третью группу были помещены профессии, которые с большей долей вероятности перестанут существовать к 2025 году, в их число вошли продавцы-консультанты, кассиры, курьеры, бухгалтеры и контролеры в транспорте.
По окончании встречи директора московских школ пожелали сделать все возможное, чтобы такие встречи случались как можно чаще и мнение обучающихся учитывалось во всех вопросах, касающихся развития современного московского образования. Точка зрения участников встречи в целом совпала с теми направлениями, которые сегодня представляют Стратегию развития московского образования-2025. Говорили и про необходимость образования для жизни, развития задатков каждого; про воспитание ответственности и про то, что именно дети должны своим примером демонстрировать сверстникам ответственное отношение к жизни, среде, обществу и своему будущему; что ресурсы города необходимо использовать в образовании, особенно если это касается проектной и исследовательской деятельности; что необходимо разрабатывать персонифицированные образовательные траектории и учитывать все достижения обучающихся; о том, что каждый вправе сам выбирать степень загруженности и скорость освоения материала, и это может проходить в разновозрастных коллективах и в совершенно разных организациях.
То, о чем мечтают школьники сегодня, должно становиться реальностью, поэтому главные стратеги - это дети.  

Даниил МЯТИН,
ученик 11-го «А» класса школы №1522 имени В.И.Чуркина