Не дело создано для мысли,
а мысль создана для дела.
Вольтер


Итак, проблема: огромная загруженность наших учеников. Проанализировав их рабочее время, получаем более 40 часов в неделю. То есть рабочая неделя взрослого человека. Раз такая проблема существует, мы постарались в ней разобраться и обратились прежде всего к уроку.
Может быть, мы используем в своей практике слишком много традиционных уроков или, наоборот, переключились на нетрадиционные формы уроков (НФУ)?
Проблема обозначена. Слово берут участники поединка: команда «черных» и команда «белых». На столе представлена шахматная доска, рядом фигуры. Одна команда отмечала отрицательные методические и дидактические стороны традиционного урока и доказывала их несостоятельность при реализации ФГОС, другая - положительные.
К отрицательным моментам традиционного урока были отнесены: шаблонность и однообразие; низкий уровень самостоятельности, ученик практически изолирован от коммуникативного диалога; слабая обратная связь.
К положительным - возможность дать наибольший объем информации, более того, это систематичность и четкая структура урока, учитель держит под постоянным контролем содержание, ход урока и его временные рамки, обеспечивает предсказуемость, контролируемость результатов обучения.
Обращаю внимание на нетрадиционную форму урока. Команды высказывают свои предположения, что это интерактивные формы урока, многообразие видов деятельности субъектов, где преобладают такие технологии, как игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная, и активные методы обучения: проблемный, исследовательский, проектный.
Акцент делается на таблицу «Достоинства и недостатки нетрадиционного урока», и провозглашается: «Мы проходим миттельшпиль поединка - основную часть шахматной партии».
Команда «черных» стала отмечать и аргументировать свои высказывания в пользу нетрадиционного урока (НФУ): меньший объем изучаемого материала и более глубокая его проработка; обеспечивает коммуникативный диалог учащихся; создает условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно-оценочной, рефлексивной), формирует у них критическое мышление, активизирует познавательную деятельность. Особое внимание участники команды остановили на том, что в процессе НФУ интеллектуально пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Ведущая подводит резюме: «Да, действительно. И тогда на помощь приходит гандикап - состязание между многими игроками разного уровня мастерства, причем сильные дают какое-либо преимущество более слабым игрокам для относительного уравновешивания сил. А в научно-педагогических исследованиях даже появился термин «эмоциональный ускоритель обучения».
Команда «черных» продолжает говорить, что в подростковом возрасте устраняются все условности в действиях, например, урок-игра приближается к жизни. Она интересна, когда дается возможность не только познать что-то, но и применить свои знания и одновременно с этим «уйти в мир желаемой фантазии, приоткрыть завесу будущего и побывать там хотя бы в игровой ситуации». Участники приводят примеры из практики. О.В.Карпушева на занятиях курса «Маленькая страна» дает возможность ребятам примерять на себя роль президента, участвовать в предвыборной гонке, нести ответственность за свое маленькое государство в классе. Другой участник поединка, Ю.Н.Спрыгина, использует индивидуально избыточные задания.
И вот в борьбу вступает команда «белых». Они не соглашаются с тем, что только положительные моменты имеют нетрадиционные формы уроков. Доказывают обратное: возникает трудность в прогнозировании и оценке результатов (объективно оценить учеников при работе в группе довольно трудно); возможностей для контроля со стороны учителя становится меньше. «Мы каждый раз, - утверждают «белые», - разыгрываем рапид - партию в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание».
«Черные» парируют: «Зато раскрывается потенциал для самостоятельного поиска, анализа. Это же табия! Хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не книжные, ходы».
«Технологии и методы нетрадиционного урока требуют больших затрат времени, - продолжают противники НФУ. - И что же делать, если мы работаем в режиме цейтнота, в режиме нехватки времени на обдумывание хода?»
Ведущий резюмирует, что нетрадиционные формы уроков по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Таким образом, определяется очень важная проблема: избыточность материала для школьника. Как можно решить эту проблему? Есть ли у нас возможность провести гамбит - разновидность дебюта, в котором осуществляется «жертва» материала?
Член команды «черных» Ю.Н.Спрыгина проводит партию «Гамбит» на материале отбора содержания по теме «Сера» на уроках химии.
В поединок вступают «белые», обозначив одну из значимых проблем современного образования: при нетрадиционной форме урока традиционные формы подачи домашних заданий. Результат: огромные домашние задания, слабое здоровье наших детей, низкая мотивация к обучению.
Команда «черных» аргументированно показывает на примерах разных предметов грамотно выбранные формы, виды, способы подачи домашних заданий.
Ведущая обобщает: «При правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может оказаться действенным инструментом повышения учебной мотивации обучающихся и ликвидации белых пятен в обучении...»
И, наконец, эндшпиль нашего поединка, заключительный этап шахматной партии.
Участники поединка выводят 10 золотых правил домашнего задания.

​Елена ДОЛЯН, заместитель директора по УВР, Гимназия г. Абакана, Республика Хакасия