Думаю, что общество действительно стало критичнее и требовательнее к учителю. Причем это требовательность особого рода. Можем вспомнить, скажем, советское кино о школе: там с учителя строго спрашивали за несправедливость оценки или за равнодушие к своему делу, за «нравственную глухоту». В общем, за то, что имеет отношение к педагогике, к ребенку, к личности самого учителя. Но сегодня все это отходит на второй план. На первом плане появляются частные интересы: учитель оказывается плох просто потому, что не делает того, чего хочется родителям.
Да, требовательность в таком смысле сегодня стала острее. Сегодня родителей чаще всего интересует практический, а главное - быстрый результат. Интересует все то, что можно выразить в отметках, количестве сертификатов или медалей.
Недавно вместе со школьным психологом принимал маму своей ученицы. Мама была обеспокоена низкими отметками дочери по моему предмету и говорила: «Это не устраивает нас, мы перфекционисты». Но, как оказалось, речь шла не о том, чтобы вместе выяснить причину неуспеваемости и развить знания ребенка. «Мы перфекционисты, - продолжала мама - нам нужна пятерка». Это самый простой пример из нашей живой школьной повседневности. Учитель оказывается на положении ответственного за нереализованные амбиции окружающих.
Думаю, причина в том, что мы во всех сферах теряем понимание профессионализма. Его место занимает простое требование результативности. Это тоже черта нашего времени: мир вокруг наших детей очень вариативен, в нем почти не осталось задач, для качественного выполнения которых хватило бы однажды полученных знаний. Мы ведь тоже сегодня не готовим детей к делу всей жизни, мы даем навыки и знания для «профессии первого выбора», то есть предполагаем, что наши ученики сменят множество профессий и для каждой будут учиться заново. В таком мире очень легко перейти границу, за которой будет казаться, что мы можем быстро разобраться в любом деле, а уж в деле воспитания собственного ребенка тем более. Но это наивное заблуждение. И к тому же опасное. Каждому, кто прикасается к школьной жизни, а прежде всего родителям учащихся, нужно отдавать себе отчет в том, что учитель - это профессионал, у которого есть специальное образование и практический опыт для работы с детьми. Интересуйтесь работой учителя, а главное - школьной жизнью ваших детей. Это важная задача родителей. Но вмешиваться в работу учителя не должно быть позволено никому!
Команда играет ровно так, как за нее болеют. Нормальная среда для ребенка возникает только в том случае, если родители и учителя друг другу союзники.
Главная ценность в школе - это ребенок, его потребности и интересы. Но главный человек в школе - это учитель. Просто потому, что все нити взаимодействия в образовании проходят только через него. Чтобы образование было таким, как нам хочется, учитель не должен половину сил тратить на борьбу за профессиональное и личное достоинство.