- Как известно, московское образование за последние годы сделало большой шаг вперед. Это подтверждают школьники своими результатами на государственных экзаменах, Всероссийской олимпиаде, на профильных олимпиадах и конкурсах, в том числе национальных чемпионатах «Молодые профессионалы», «Абилимпикс» (для людей с инвалидностью), на международном чемпионате WorldSkills.
Участие московских школ в международных сравнительных исследованиях объективно подтвердило доступность качественного образования для каждого ребенка столицы.
Эти результаты находятся в открытом и доступном формате не только для жителей столицы, но и для всего российского педагогического сообщества. Я с уверенностью могу сказать, что сегодня каждая школа становится для детей и родителей входом в единое образовательное пространство города Москвы, объединяющее не только школы, детские сады и колледжи, но и вузы, технопарки, промышленные предприятия, учреждения науки и культуры, социальных партнеров из сфер бизнеса и власти.
Сегодня система образования Москвы уже сама принимает активное участие в разработке перспектив своего развития. Так, по предложению мэра Москвы Сергея Собянина сейчас в городском профессиональном педагогическом сообществе идет разработка стратегии развития столичного образования до 2025 года. Реализация этой программы позволит не только создавать новые образовательные технологии, но и максимально эффективно использовать современное технологическое оборудование, что объективно позволит сделать новый шаг к реализации общемирового тренда «обучение через всю жизнь». В этих целях программа предусматривает особым разделом использование ресурсов социальных партнеров для повышения качества образования, подготовки выпускников московских школ в соответствии с новыми требованиями экономики города.
Сегодня любая столичная школа широко представлена в открытых информационных системах: сайты школ, Московский образовательный канал, Открытый департамент. Еще одним информационным порталом о столичном образовании является сайт Школа Большого Города. Им охотно пользуются не только москвичи, но и приезжающие на обучение в столицу коллеги из городов РФ. Особый интерес у них вызывают разделы «Аттестационная комиссия» и «Критерии рейтинга вклада школ в качественное образование московских школьников». Именно открытость этих материалов и свободный доступ к ним позволяют нашим коллегам из городов России предметно знакомиться с результатами московской системы образования. В Департамент образования города постоянно поступают письма с пожеланиями о более детальном знакомстве с технологиями и механизмами, способствующими высоким результатам московского образования, и системой управления школой.
В прошлом году в Москве прошли три конференции. Более 150 человек из городов России приняли участие в конференции «Московская модель управления образовательными системами». На конференцию «Менторы для образования будущего» собрались 208 представителей из 34 городов и 36 населенных пунктов России. А на конференцию «Эффективные модели управления образованием в городе» приехали 67 руководителей городских органов управления образованием. Всем участникам конференций была предоставлена возможность не только ознакомиться с московскими школами, колледжами, но и поучаствовать в проведении мастер-классов, круглых столов, предметно погрузиться в систему управления образованием в городе.
Москва предоставляет возможность руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций крупных городов РФ пройти стажировки на базе школ, курсы повышения квалификации, активно участвовать в семинарах. Одновременно с этим стали поступать предложения от наших коллег из городов России ознакомиться с их эффективными образовательными практиками. Знакомство с работой школ крупных городов России позволяет нам не только проводить сравнительный анализ работы образовательных организаций, но и обмениваться результативными управленческими и педагогическими практиками, более предметно изу­чать возможности использования информационных технологий в достижении качественных результатов в образовании.
Я бы выделила ряд вопросов, вызывающих особый интерес коллег в московском образовании, и что конкретно берут они в Москве на во­оружение.
Прежде всего это организация работы крупных образовательных комплексов. Каковы их структура, механизмы управления, в том числе нормативно-правовые аспекты, финансово-экономические инструменты, работа с родителями, общественностью и т. д. Образовательные комплексы располагают серьезными ресурсами, позволяющими использовать современные технологии на всех уровнях образования, более полно удовлетворять запросы детей и родителей.
Это не могло пройти незамеченным в городах России. В качестве примера приведу решение о создании подобного комплекса в городе Якутске после изучения московского опыта.
Пристальное внимание со стороны коллег из городов РФ вызывает вклад школ в качественное образование московских учащихся, вернее степень его влияния на повышение качества образования. Суть создания и использования механизма рейтингования состоит не в том, чтобы распределить школы на линейке «лучше - хуже», а увидеть, какая школа внесла наибольший вклад в массовое качественное образование. Формульные и абсолютно прозрачные критерии деятельности школы, получаемые только из информационных систем, - успешность каждого обучающегося при независимой аттестации, призеры и победители олимпиад, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, количество не совершивших правонарушение, использование социокультурных возможностей города и т. д. - исключают возможность субъективной оценки, учета «особого» мнения. Коллеги отмечают, что рейтинг дает возможность директору школы анализировать свои достижения, определять точки роста и находить дополнительные резервы для достижения лучших результатов. По сути, московский рейтинг выполняет мотивирующую роль, четко обозначая уровень вклада школы в качественное образование московских школьников и дальнейшие горизонты ее развития.
Устойчивость системы образования в значительной степени зависит от руководителя образовательной организации. Современный директор - это публичная личность, которая должна свободно ориентироваться не только в мире педагогических технологий, но и в тенденциях развития общества, экономики, других сферах общественной жизни. Не случайно в Послании Федеральному Собранию Президента РФ В.В.Путина (1 марта 2018 г.) были особо выделены вопросы выстраивания открытой и современной системы отбора и подготовки директоров школ.
Сегодняшний московский опыт подготовки управленческих кадров в значительной степени отвечает поставленным задачам. Это было подмечено коллегами из городов России. Прежде всего им хотелось изучить и понять роль и значение аттестации в системе работы с управленческими кадрами. Руководителям образовательных организаций и руководителям управлений образования городов России во время учебы всегда предоставляется возможность пройти на практике ее первый этап - тестирование. Автоматизированное тестирование позволяет определить уровень профессиональных компетенций в управлении кадрами, процессами, ресурсами, результатами, информацией, выявить дефициты. Сама московская модель аттестации директоров дает возможность выстраивать индивидуальную карту профессионального роста управленца, видеть, каких компетенций ему недостает. Как заметили директора школ из Пензы, такая аттестация необходима для человека, который видит себя в этой профессии и планирует в ней расти. Разработанная в Москве информационная система тестирования руководящих кадров успешно внедрена и эксплуатируется в Чеченской Республике, проявили заинтересованность в ее внедрении Белгород, Калининград, Ульяновск, Севастополь.
Второй этап аттестации управленцев в Москве представляет собой собеседование с аттестационной комиссией в Департаменте образования. Собеседование проводится по материалам аттестационной справки, вся информация для которой загружается из информационных систем Департамента образования. Это и данные о количестве обучающихся, и образовательные результаты обучающихся по каждому уровню, финансовое и кадровое состояние, участие в городских проектах, и т. д. Заседания аттестационной комиссии транслируются в прямом эфире, хранятся в видеоархиве в сети Интернет и поэтому доступны любому. География просмотров заседаний комиссии охватывает сегодня почти все регионы. Представители Ижевска, Пензы, Сочи, Ростова-на-Дону отмечают продуманную, профессиональную и выстроенную логику прохождения процедуры аттестации.
Особое место в программе пребывания в Москве директоров школ из городов России занимает знакомство с системой подготовки управленческих кадров в нашем городе. За последние два года существенным изменениям была подвергнута как модель подготовки кадров, так и принципы их подготовки. Это достигается в рамках реализации проекта «Эффективный руководитель системы столичного образования». Мы сделали упор на реальное формирование и развитие профессиональных компетенций в противовес традиционной «информационно-знаниевой загрузке» школьных управленцев.
В основу подготовки директора московской школы положена идея разработки и реализации управленческого проекта, который в реальном времени позволяет определить возможности коллектива школы и наметить пути достижения новых качественных результатов обучения, увеличить вклад школы в качественное образование школьников города. В реализацию управленческого проекта вовлекаются практически все структурные подразделения школы, для которых определяется необходимость достижения конкретных показателей за определенный период. В первую очередь руководитель - разработчик управленческого проекта - осваивает инструментарий проектного управления, учится работать с матричной системой управления, развивает коммуникативные компетенции, наращивает способы работы с разного рода ресурсами, совершенствует приемы представления публичного лица и т. д.
Система подготовки управленческих кадров получила развитие с появлением проектов подготовки управленческого резерва «Рядом с директором», подготовки заместителей руководителей «Современный заместитель руководителя», подготовки управленческих команд школ «Перезагрузка за 80 дней», «Суббота московского директора», когда на занятия по актуальным вопросам управления школой собираются до 500 московских директоров, «Школа будущего директора», которую посещают два раза в месяц более 350 слушателей, и т. д.
Конечно, такая система подготовки управленческих кадров вызывает огромный интерес у представителей российских городов. Многие руководители школ из городов России, пройдя обучение в Москве, считают целесообразным обучить свои управленческие команды, своих заместителей по этой программе.
Интересной формой, привлекающей внимание коллег из городов России, стал проект «Взаимообучение московских школ». Хотя во многих городах есть система обмена опытом и передовыми практиками между школами, но в Москве для реализации этого проекта создана открытая информационная платформа, позволяющая легко и быстро найти интересующие школу эффективные педагогические или управленческие практики, которыми делится та или иная школа, достигшая успехов по этим направлениям.
Стремительное развитие системы московского образования стимулировало активизацию общественно-профессиональных организаций. В столице сформировалась ассоциация «Менторы столичного образования». Менторство стало новым социальным институтом в системе московского образования, а сами менторы - это самые результативные руководители образовательных организаций, искренне заинтересованные в профессиональном росте менее результативных коллег. Сейчас представители ассоциации активно участвуют в программах повышения квалификации руководителей и заместителей руководителей школ Москвы и городов России, сопровождают их управленческие проекты, используя все возможности информационных систем, разработанных специально для этих целей. Менторы проводят мастер-классы и тренинги, ведут интернет-консультации в проекте «Час с ментором». Команды директоров из Казани и Ростова-на-Дону прошли обучение по программе «Техники и технологии менторского сопровождения в системе образования», наши сочинские коллеги сделали свою интерактивную «карту менторов».
Как я уже говорила, ездят за опытом не только к нам, мы тоже часто бываем в регионах. Только с декабря прошлого года около 50 директоров и более 200 учителей наших школ посетили Волгоград, Ижевск, Казань, Пензу, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Сочи, Тамбов, Тольятти, Балаково, Калугу, Йошкар-Олу, Курган, Липецк, Смоленск, Пятигорск, Челябинск, Екатеринбург, Владимир. Как тут не вспомнить слова министра правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Калины, сказанные на конференции «Эффективные модели управления образованием в городе»: «Мы очень похожи. То, что дает результат в городах, то даст результат и в Москве». В этой связи мне представляется чрезвычайно перспективным общение с коллегами из городов РФ на предстоящем в конце августа в Москве втором форуме «Город образования».