Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ:
- В ключевых вопросах жизни страны президент фактически выполняет роль направляющего и координирующего центра. В первую очередь через систему указов, распоряжений и поручений. И в предыдущие сроки в части образования эти поручения касались самого широкого спектра вопросов: зарплата педагогов, содержание образования, инфраструктура, работа с особыми категориями детей.
Новый Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» также ставит перед нами масштабные задачи. Он содержит программу по достижению 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет к 2021 году, созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды. Также согласно указу Россия должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Но вклад президента в систему образования не ограничивается только поручениями. Именно Владимир Путин инициировал создание Общероссийского народного фронта, который вносит свой вклад в решение этих задач и через общественный контроль, и через проекты активистов. По его указу создавалось и Российское общество «Знание», которое, вновь набирая силы, становится мощным ресурсом для образования и просвещения граждан всех возрастов. Сам президент много делает для поддержки талантливых детей, встречается со школьниками и студентами, вникает в мельчайшие вопросы работы образовательных сред. И его личный пример неустанного искреннего внимания к системе образования - залог того, что, несмотря на отдельные перегибы и трудности, мы сможем решить поставленные системные задачи.

Татьяна КЛЯЧКО, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор экономических наук:
- Вообще говоря, Президент Российской Федерации не должен ничего делать для образования ни в ближайшее время, ни в среднесрочной перспективе. Президент не добрая фея, которая раздает подарки. Он глава государства, который определяет основные направления развития страны на период своего президентства, в том числе и направления развития образования. Это и было сделано президентом в Указе от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Применительно к образованию в качестве этих целей и целевых показателей в указе установлено: «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Дальше в качестве ориентиров для достижения целей Правительству РФ предстоит решить целый ряд задач, которые должны стать ключевыми при разработке новой государственной программы развития образования.
Поставленные президентом задачи носят весьма общий характер, часть из них уже решается, например, Минобрнауки в этом году начинает создавать консультационные центры для родителей, чтобы помочь им в воспитании детей в возрасте до трех лет.
Задача по развитию цифровой школы тоже уже у всех на слуху. Другое дело, как будет осуществляться этот проект и каких ресурсов он потребует.
Задача развития непрерывного профессионального образования ставится из года в год, но воз и ныне там: мы пока повышаем квалификацию реже, чем это делалось даже в Советском Союзе. Правда, если инновации в экономике не осуществляются, то и переподготавливать особо никого не нужно. А с инновациями у нас, к сожалению, дело обстоит не лучшим образом. Поэтому президент в указе говорит о том, что инновации надо ускоренно внедрять.
Словом, Президент России свое дело сделал - цели и задачи определил. Теперь к октябрю правительство нашей страны в основных направлениях своей деятельности должно их конкретизировать.

Ахмед УСМАНОВ, заместитель министра образования и науки Чеченской Республики:
- Я считаю, начать нужно с модернизации инфраструктуры. Условия, в которых учителя работают, а ученики учатся, имеют огромное значение для успешной реализации всего того, что заложено во ФГОС. И надо привести систему образования (не только школу, но и детские сады, вузы, ссузы) в соответствие с требованиями госстандартов.
Надо пересмотреть результаты оптимизации численности педагогических работников в рамках реализации майских указов президента. У каждого региона своя специфика, поэтому в разных субъектах РФ нужно к решению поставленных задач подходить по-своему. Например, у нас в Чечне, если говорить об учреждениях допобразования, существует жесткая привязка количества преподавателей к количеству детей, причем именно детей, а не обучающихся по программам допобразования. И это сильно меняет всю картину. В каких-то регионах есть достаточно большой потенциал для поощрения педагогических работников, а где-то ресурсы практически исчерпаны.
Алексей СЕМЕНОВ, профессор, академик РАО:
- Первое, что приходит в голову, - это следование существующим трендам, в частности построение цифрового общества и цифрового образования. Чтобы все это стало реальностью, нужно, например, сделать так, чтобы государственная итоговая аттестация проходила в цифровом пространстве. Это было бы очень полезным делом.

Ольга РОЙТБЛАТ, народный учитель РФ, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования, доктор педагогических наук:
- В системе образования нет иерархии шагов, в которой было бы четко понятно: вот это надо делать сейчас, это потом, а вот это следом. Здесь все очень сильно взаимосвязано, поэтому многие вещи надо делать сразу и одновременно. Тем не менее, как мне кажется, нужно вспомнить простую истину - все начинается с Учителя, а значит, надо начать с решения проблемы подготовки педагога XXI века. Нужно пересмотреть вузовские программы и методики, по которым готовят будущих учителей, создать максимально благоприятные условия, чтобы на выходе мы имели профессионала. И, разумеется, предусмотреть механизмы постоянного повышения квалификации всех педагогов без исключения.

Ольга К., учитель истории и обществознания, Воронеж:
- На мой взгляд, совершенно неприемлемые события происходят в школах из-за введения инклюзивного образования. Ситуация такова, что сегодня в обычном общеобразовательном классе может обучаться психически нездоровый ребенок, при этом от учителя требуют его обучить, а от остальных учеников без ОВЗ - терпеть, уважать, дружить с ним и так далее. Мы не имеем права насильно отправить ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию и не можем заставить родителей отвести туда ребенка. И все делают вид, что это нормально! И никто не говорит о том, что нарушаются права обычного большинства детей, например, на доступное образование. Ведь учитель на уроке вынужден максимум времени проводить именно с больным ребенком. Нужно менять систему или выделять дополнительные средства на обучение и зарплату педагогам-тьюторам, которые должны постоянно находиться рядом с детьми с ОВЗ. Отсюда вопрос финансирования системы образования. На деле оно сокращается, хотя нам постоянно объясняют, что это не так. Те 25 тысяч рублей, которым учитель был рад еще два года назад, сегодня превратились в копейки. Сегодня нужно получать 40‑50 тысяч, только тогда можно нормально прожить. Но чтобы их получить, надо работать больше чем 36 часов в неделю!

Е.Н., директор сельской школы, Республика Карелия:
- Самое главное для сельских районов России - сохранять малокомплектные школы, так как инфраструктура не готова к новым виткам оптимизации и подвозу детей в более крупные школы, по крайней мере, в нашей северной республике, где нет безопасных дорог. Дороги - ямы-канавы - в безобразном состоянии! Огромная проблема для нас - так называемая отчетность. Становится некогда учить детей! Что касается зарплаты, то целевой показатель надо рассматривать иначе. Необходимо брать за основу ставку, а не всю заработную плату измученного непосильной нагрузкой учителя. Некоторые педагоги работают на две ставки.