Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ:
- Московский международный салон образования - это самая крупная площадка, которая уже традиционно проходит в конце учебного года. Она дает возможность учителям, преподавателям, воспитателям детских садов, управленцам всех уровней возможность оценить проделанную работу и взять на вооружение новые идеи и разработки.
В этом году организаторам удалось соединить в программе как площадки, на которых обсуждалась государственная политика в образовании, так и конкретные решения. Практически все мастер-классы и дискуссии собирали больше людей, чем могли вместить: нередко «хвост» внимательной аудитории заканчивался уже в холле. Это говорит о том, что каждый посетитель смог найти что-то особенное именно для себя. Тем более что слушатели, которые проводили на площадках более шести часов, могли получить свидетельство о повышении квалификации. Учет велся автоматически, по QR-коду на бейдже. Вся система обеспечения работала как часы.
Нельзя не отметить и работу выставки. Очень широко были представлены как цифровые платформы образования и просвещения, так и практические, предметные, - лего-конструирование, фрезеровка, обработка металла. Любой посетитель мог убедиться в том, что в России ведутся собственные разработки высокоточных станков для занятий по профориентации. Эти станки созданы специально для школьников с соблюдением всех требований безопасности и при этом промышленных норм.
В субботу была представлена насыщенная программа для детей, но самые маленькие посетители в течение всех дней работы салона могли играть в интерактивной песочнице. Взрослые с удовольствием присоединялись к ним в создании новых ландшафтов, заселяли на созданные ими горы виртуальных драконов. В целом впечатления от салона самые удивительные - организаторам удалось создать органичный мир безграничных возможностей образования. С нетерпением жду встречи в следующем году.

Виктория ЧЕРНЫШОВА, начальник Управления образования Ростова-на-Дону:
- Московский международный салон образования, на мой взгляд, - главное образовательное событие года. Для нас это замечательная возможность узнать, каким будет образование в России уже через несколько лет, увидеть интересный опыт других регионов, пообщаться с коллегами. ММСО - это огромная палитра возможностей, здесь каждый найдет для себя необходимую информацию.
Особо хотелось бы отметить, что впервые в этом году на площадке салона прошел форум руководителей муниципальных органов управления образованием. Темы, которые там обсуждались, а это в первую очередь социокультурная адаптация мигрантов, интеграция особых детей в обычную школу, стратегии развития образования на муниципальном уровне, весьма актуальны для Ростова-на-Дону.

Анастасия ГЕТМАНСКАЯ, начальник отдела профессионального образования Министерства образования Иркутской области:
- Самое яркое впечатление - это разнообразие тех практик, которые здесь представлены. Во второй день салона поймала себя на мысли, что я в некоторых частях выставки еще не была: не потому что мне было неинтересно, а просто не успела. У нас была своя программа, на выставку приехало много руководителей образовательных учреждений из Иркутской области со своими презентациями, я слушала своих коллег, для себя какие-то открытия сделала. А еще нам хотелось попасть на круглые столы, где проходили обсуждения актуальных проблем.

Евгений ЯМБУРГ, академик РАО, директор центра образования №109, Москва:
- Есть такой проект - «УчимЗнаем», в рамках которого на базе клиник мы открываем школы по обучению больных детей. По стране действует уже порядка 12 таких площадок, от Калининграда до Хабаровска. И на ММСО мы подписали очень важный договор с лагерем «Океан» на Дальнем Востоке. Там идет строительство целого корпуса, где будет проходить реабилитация детей, страдающих теми или иными заболеваниями. Важно то, что уже на этапе строительства идет подготовка учителей, а также закладываются все необходимые для обучения больных детей параметры. Это поистине историческое событие, важность которого заключается еще и в том, что всем остальным регионам дан сигнал, руководство к действию. Очень хотелось бы, чтобы нечто подобное появилось, например, в «Артеке» и в других лагерях отдыха. Все-таки у нас в России в больницах находятся около трех миллионов детей, и их надо учить, создавая для этого все необходимые условия. Это поднимает им дух, позволяя думать не столько о болезни, сколько о своем будущем.

Виктор ДЕМИН, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, директор Красногорского государственного колледжа, Московская область:
- С момента проведения первого образовательного салона в 2012 году произошло много важных событий, которые нашли свое отражение в программах данного мероприятия. И сегодня, спустя шесть лет, можно отметить, что здесь стало заметно больше организаций среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, стало явно больше экспозиций, демонстрирующих дидактические и методические достижения нашей страны, технические средства обучения, среди которых главную роль играют электронные. Широко представлены возможности сетевого формата обучения студентов вузов и ссузов. Салон стал демонстрацией преимуществ единого образовательного пространства России. При всем разнообразии форм, методов и технологий обучения явно выражен общий вектор развития, связанный с независимой оценкой качества образования, индивидуализацией, метапредметностью, реализацией деятельностного подхода.
Наряду с учреждениями образования на ММСО достаточно ярко представлены работодатели, а также министерства и ведомства, которые отвечают за органическую связку вузов, заводов, компаний и корпораций.
И, конечно же, очень важно, что салон стал площадкой для обсуждения самых животрепещущих тем. На протяжении всех четырех дней там были открыты дискуссионные площадки, на которых каждый желающий, от рядового педагога до министра, мог предложить свое решение той или иной проблемы.

Александр КОНДАКОВ, генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО:
- Это ежегодное событие, которое уже стало ожидаемым, где все те, кто связан с образованием, представляют свои достижения, показывают, какие тренды сегодня наиболее современны. За последние три года произошел серьезный сдвиг, видно, что мы уходим в цифру. Очень много интересных вещей, связанных с развитием навыков XXI века, с робототехникой, программированием. К сожалению, пока еще видно не так много системных решений в образовании. Я не беру такие платформы, как Московская электронная школа, Российская электронная школа. Зато появляются стартапы, которые представляют свои, пока еще довольно робкие решения. Но у многих из них я вижу достаточно серьезную перспективу. Они могут вырасти в крупные, серьезные компании. Много молодых ребят, которые представляют свои ресурсы. И что меня радует, очень много представителей серьезного высокотехнологичного бизнеса, которых сегодня образование интересует прежде всего как ресурс подготовки кадров для прорывных направлений развития нашей экономики.

Алексей МОКРУШИН, директор школы №25 Калуги, член президиума Совета молодых педагогов при ЦС Общероссийского профсоюза образования:
- На ММСО представлена программа абсолютно для всех участников образовательного процесса. Для меня как для руководителя, учителя очень важно услышать мнение коллег, которые в определенных сферах и направлениях, актуальных для нынешней системы образования, чего-то уже добились. Этим опытом делятся, и ты можешь спроецировать это на себя, задать вопрос, вживую пообщаться с людьми, о которых раньше только слышал или читал. Самое яркое впечатление - что всего не охватить.

Юлия РОДИОНОВА, учитель химии школы №9 Жуковского, Московская область:
- Мы, ежегодные участники салона, всегда в большом восторге. Видим много нового, особенно радует оборудование для технического творчества, поскольку мы региональная площадка именно по этому направлению - робототехника, 3D-моделирование. Нас здесь интересует и дополнительное, и общее образование, все, что связано с развитием научно-технического творчества.