В театральной мастерской нет возрастных границ. Каждый участник проходит свой путь: школьники и взрослые могут в равной степени найти ответы или открыть что-то новое. Нет здесь и профессиональных границ, чудо театра невозможно создать, опираясь только на режиссера или актера. Здесь важны все: не только актеры и режиссер, но и декоратор, звуко- и светорежиссер, хореограф, мастер по костюмам... Личность каждого находит свое отражение в спектакле. Перед участником школьной театральной мастерской открываются возможности самореализации в любой из названных выше сфер деятельности. Театр учит работать и творить вместе, создавать из элементов единое целое, нести ответственность за свой труд.
Занятия в театральных мастерских, конечно, не единственный способ развития ребенка, но почему именно на этих занятиях развитие происходит почти всегда? Остановлюсь лишь на нескольких моментах, касающихся базовых навыков, необходимых для успешной учебы каждому школьнику.
Прежде всего это серьезной опыт групповой работы, но этим список не ограничивается. В наше время, когда у многих детей разного возраста наблюдаются проблемы с вниманием, сосредоточенностью, памятью (отсутствие этих качеств серьезно отражается на обучении), занятия в театральной студии могут если не решить эту проблему, то существенно помочь. Огромную роль тут играет специфика самого театрального искусства.
На сцене все происходит вживую, онлайн, здесь нет второго дубля. Любой промах, неверное движение, фальшивая интонация сразу же видны зрителю. Сцена, как огромное увеличительное стекло, подчеркивает все достоинства и недостатки. Одна ошибка актера, звукорежиссера, световика может разрушить эффект присутствия у зрителя, дать ему возможность сказать «не верю». Любой выход на сцену требует от участников умения максимально концентрироваться, собирать и направлять все свои силы на конкретную задачу, несмотря ни на что, здесь и сейчас. Эти умения оказываются очень полезными при выполнении учебных задач, например при необходимости сосредоточиться во время контрольных или экзаменов.
Развитие памяти - еще один существенный плюс. Многие школьники, которые только начинают свою театральную деятельность, получая роль, говорят: «Слишком много текста, это нереально выучить!» Но память - вещь гибкая, она легко развивается при постоянных тренировках, и эти же ребята к концу работы над проектом уже знают наизусть не только свой текст, но и текст всех партнеров. Хорошая память влияет не только на результаты обучения по предметам, требующим запоминания фактов, терминов, формул, дат, но и становится серьезным подспорьем для жизни вообще. Ведь интеллект и память, как показывают научные исследования, - звенья одной цепи, развивая память, человек развивает интеллект.
Еще одна особенность театрального искусства заключается в его обязательной публичности. В наше время навыки публичных выступлений очень востребованы. Умение представить широкой аудитории себя, продукт, услугу, а также хорошее владение устной речью ценятся во многих современных профессиях. Занятия в театральной студии, безусловно, являются хорошей практикой в этом. Обязательные речевые и голосовые разминки помогают полностью справиться с дефекты речи или серьезно снизить их, потому что развивают артикуляцию, помогают детям осознать и успешно использовать все возможности своего речевого аппарата, учат правильному дыханию и звукоизвлечению. Ребята уверенно чувствуют себя перед любой аудиторией, пропадает страх перед зрительным залом. Еще одно важное для любого публичного выступления качество, которое с успехом развивают занятия театром, - умение владеть своим телом, правильно использовать жест, согласовывать слово и движение. Но самым существенным в развитие речи является ее связь с мышлением и даже с сознанием человека в целом.
Итак, память, речь, внимание, умение концентрироваться, владеть своим голосом и телом, развитие навыков групповой работы, возможности для самореализации в разных сферах деятельности - это лишь немногое из того, что предлагает школьнику театральное искусство в целом и занятия в школьных театральных мастерских и студиях в частности. Все это составляющие понятия «интеллект», который необходимо тренировать и развивать, для того чтобы стать гармоничной личностью.

Юлия ЧУМАЧЕНКО, руководитель творческого объединения «Птицы» школы №1561