Мы руководствовались еще и тем фактом, что вопросы астрономического содержания оказались включенными в предстоящий ЕГЭ по физике.
Поскольку в нашей школе для старшеклассников разработаны индивидуальные образовательные траектории и обучение проходит в смешанных группах в зависимости от выбранного профиля, которые были утверждены еще в конце прошлого учебного года, предмет «Астрономия» был добавлен в учебные планы учащихся в виде дистанционного курса, состоящего из очно-заочных занятий, рассчитанного на 36 учебных часов. В качестве основного учебно-методического комплекта был выбран курс астрономии для 10-11-го классов, созданный под руководством В.М.Чаругина.
Стоит отметить, что изучение любого курса в дистанционном режиме требует от учащихся обладания совершенно определенными качествами и умениями: амбициозность, настойчивость, ответственность, жажда познания, способность планировать свое время, грамотно оценивать имеющиеся ресурсы, добиваться намеченной цели. В этой связи можно утверждать, что успешное прохождение дистанционных курсов также позволяет внести вклад в развитие и совершенствование черт характера, присущих истинному лидеру, черты которого описаны в портрете будущего выпускника школы.
Для проведения занятий, оценки и контроля знаний учащихся мною был разработан электронный учебный ресурс на платформе school2006moodle.ru, которым активно пользуются многие учителя нашей школы.
Данная платформа позволяет создавать красочные материалы, подкрепляющие восприятие лекционного материала, интерактивные проверочные работы, позволяющие оперировать широким спектром задания: от простых тестовых вопросов закрытого типа до заданий на установление соответствия, перетаскивания элементов на картинку или заполнения пропусков в тексте, что позволяет максимально приблизить их к заданиям, с которыми учащиеся сталкиваются на ЕГЭ по различным предметам. Ведь нужно признать, что главным приоритетом в старших классах как раз и является подготовка к успешной сдаче экзаменов. Несомненным преимуществом является еще и тот факт, что эти тесты позволяют ввести автоматическую систему оценивания, ограниченное количество попыток и подсказок, ограничения по времени и срокам выполнения.
Говорят, что из всех естественно-научных предметов астрономия является самым гуманитарным. И действительно, именно здесь учащимся предлагается порассуждать о ходе мироздания, появлении и эволюции Вселенной в целом и Солнечной системы в частности, обсудить возможности существования внеземных цивилизаций и вопросы межгалактических перелетов. В этой связи в дистанционный курс были добавлены задания с развернутым ответом, в которых учащимся предлагается изложить свою точку зрения на некоторые проблемы (например, потенциальную возможность освоения близлежащих планет или их твердотельных спутников, межгалактические перелеты), подготовить исторический обзор изучения некоторых явлений (например, вопрос о становлении и развитии календарных систем или солнечных и лунных затмений).
Нужно отметить, что образовательное пространство нашего города также предоставляет заинтересованным учащимся потрясающие возможности углубить свои знания, воспользовавшись стационарным или мобильными планетариями, посетив бесплатные лекции или записавшись в астрономический кружок, обеспеченный профессиональной телескопической техникой.
Астрономия - уникальная древняя наука, оперирующая в основном наблюдениями и, к сожалению, лишенная (пока!) возможности проводить эксперименты, но при этом имеющая огромный потенциал уже накопленных сведений и еще не раскрытых секретов Вселенной. Все эти особенности позволяют преподнести учащимся этот предмет в виде увлекательного путешествия по просторам звездного неба к глубинам галактик, добавить необходимые штрихи к портрету современного всесторонне развитого выпускника школы. Ведь человека, понимающего, как устроена Вселенная, как работают законы физики на других планетах, трудно сбить с толку фантастическими рассказами, и к тому же возвращение астрономии в школу позволит повысить интерес учащихся к астрофизике, робототехнике и космическим технологиям в целом, что будет актуально для всего государства, совершившего в свое время прорыв в области освоения космоса и занимающего лидирующие позиции по сей день.

Наталия ШЛЫК,
учитель физики и астрономии школы №2006, кандидат педагогических наук