У лидера есть две важные черты: во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей.
Максимилиан Робеспьер


В школе №1212 воспитание лидерских качеств у обучающихся осуществляется разными способами: викторины, брейн-ринги, квесты, спартакиады, турниры; важными способами воспитания среди детей нашей школы настоящих лидеров, патриотов, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу своей страны, стали кадетское и волонтерское движения.
Вместе с тем основной элемент формирования морально-волевых качеств личности ребенка - физическое воспитание. Особый интерес и ценность представляет, по нашему мнению, возможность сотрудничества школы №1212 с Центром дополнительного образования «Лаборатория путешествий».
Благодаря участию в социально значимых проектах и физкультурно-оздоровительных мероприятиях обучающиеся школы могут на практике проверить уровень своей психологической устойчивости, физической готовности и лидерских качеств на спортивных объектах «Лаборатории путешествий».
Важно, что проекты «Лаборатории путешествий» нацелены на работу с детьми разных групп здоровья для оказания им практической помощи в социальной адаптации.
Нелегкий путь к преодолению себя, оттачиванию своего характера, умений и способностей ребята начинают неизменно с подготовительных занятий и тренингов, устраиваемых «Лабораторией путешествий» прямо на территории школы, для того чтобы лучше узнать юных участников программы, их сильные и слабые стороны.
Затем следует участие школьной команды в социально значимом проекте «Лаборатории путешествий» «Открытие» (тренировочный курс на веревочном тренажере «Рубикон» и «Лестница Якоба») на базе учебно-реабилитационного молодежного центра «Алмаз» РГСУ, который расположен в Рузе Московской области. Во время испытаний ребята под руководством специалистов «Лаборатории путешествий» учатся тому, что результат одного является частью общего результата команды, а также понимают на практике, как важна роль инициативных лидеров и дружной команды.
Но самое запоминающееся - это, конечно, чувство победы, ликование, с которым ребята отмечали преодоление препятствий! Неподдельная радость, гордость, ощущение сплоченности - все это переживает каждый, кто проходит упражнения на этом высотном тренажере. Вот что ребята написали в своих отзывах:
- Мне очень понравился тренажер «Рубикон», - говорит ученица 8-го «А» Ксения Форина, - чувствуешь постоянную поддержку команды, нельзя подвести друзей.
- Я увлекаюсь поэзией, - высказывает свою позицию семиклассник Леонид Юрьев, - только тут особенно остро начинаешь понимать смысл известных строк Владимира Высоцкого: «...Весь мир на ладони - ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим - у которых вершина еще впереди!»
Опыт преодоления своей личной вершины сделал очень много для формирования лидерских качеств каждого участника этого проекта.
Во время осенних каникул десять учеников школы в рамках социально значимого проекта «Формула успеха. Управление временем» совершили незабываемый пеший поход по осенней тайге Карелии, вместе с сибирскими хаски. С ребятами проводились различные игры, занятия по ориентированию, веревочные курсы, соревнования с установкой личных и командных рекордов.
Выполнение нелегких задач требовало, конечно же, раскрытия лидерских качеств детей. Каждый день ребятами выбирался «лидер дня», который носил отличительную повязку и отдавал команды, для того чтобы научиться планировать деятельность группы, проявлять организаторские способности и чувство ответственности, завоевывать доверие и уважение сверстников...
Дети, приобретая новые навыки, развивая свои умения и качества, в том числе и лидерские, становятся настоящей опорой в любой сфере жизни школьного коллектива. В дальнейшем они выступают лидерами школьных проектов, культурных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, становятся помощниками классных руководителей, входят в состав ученического самоуправления, приобретая уважение как детей, так и взрослых. А в кадетских классах таких ребят часто выбирают в качестве командира класса или отделения.
Мы верим, что такой подход к воспитанию детей, участие обучающихся школы в подобных проектах и программах научит их преодолевать трудности и вырасти самостоятельной, целеустремленной, деятельной личностью с активной жизненной позицией.

Евгений СЕНИН, тьютор школы №1212;
Ольга НИКИФОРОВА, учитель русского языка и литературы школы №1212