Понятно, что свои первые уверенные или, напротив, неуверенные шаги в жизни ребенок делает в кругу собственной семьи. Кто поддерживает его в этот момент? Кто в такой момент считается или не считается с его интересами и способностями? Найдется ли в семье тот наставник, кто направит ребенка в ту познавательную область его развития, где он раскроет свою одаренность самым наилучшим образом? Одаренность - своего рода возможность не только заявить обществу о себе, с точки зрения талантливого человека, но и найти с ее помощью свое достойное место в этой жизни. Задумывается ли кто-то в семье о будущности своего непоседы? Большинство вряд ли... Скорее думаем о ближайшем будущем: в какую школу пойдет, в какой кружок.
В нашей семье случилось так, что мы, родители, всегда поддерживали своих сыновей в том, что лучше всего у них получалось. Так, старший сын с детства увлекся занятиями в секции большого тенниса. Возможно, приобретенные спортивный дух, воля к победе и психологическая закалка позволили ему к 30 годам успешно руководить Молодежной палатой города и быть региональным представителем при Законодательном собрании. Что касается младшего сына, то, начав свою спортивную карьеру в шахматном деле, Саша в 7 лет стал чемпионом области. К этой победе ежегодно стали добавляться и победы в исследовательских конкурсах, которые вывели сына на международный уровень. Самыми запоминающимися событиями стали авиасалоны «МАКС»-2013, 2015, 2017, где юный исследователь демонстрировал собственные космические модели перед космонавтами, учеными, политическими деятелями.
Незабываемо прошла и встреча с Президентом РФ В.В.Путиным в ОЦ «Сириус» 1 сентября 2015 года. Саша до сих пор вспоминает напутствие Владимира Владимировича детям: «Надо обязательно мечтать, строить амбициозные планы, добиваться большего, делать то, что до вас не сделал никто. Это самое трудное, но на этом держатся прогресс, развитие, движение вперед... Главный фактор успеха - это вера в собственные силы, вера в себя. Каждый из вас должен найти себя, достойное место в жизни. Только тогда вы станете сплоченной, хорошо сыгранной, лучшей в мире командой... Я верю в вас, в успех каждого из вас. Вы можете, обязаны и будете побеждать!» И чудо случилось! В этом году наш младший одержал победу во Всероссийском конкурсе «Мой первый бизнес», получив право учиться на практико-ориентированном факультете «Капитаны» в РЭУ имени Г.В.Плеханова.
Надо сказать, что победный и боевой дух наших сыновей воспитывался в обстановке постоянной подготовки к турнирам и конкурсам. Дети всегда были заняты делом. Они все время трудились: тренировались, решали шахматные задачи, много читали. Если ребенок с детства оказывается в достойной образовательной среде, будь то спортивная секция или детское объединение по интересам, то он никогда не вырастет бесполезным человеком. Наставники уже постарались...
Наставничество - важный сопутствующий процесс в жизни каждого ребенка. Посмотрите, сколько интересных досуговых путеводителей и навигаторов представлено для развития и продвижения наших детей сегодня. Только ленивый не воспользуется такой возможностью.
Где еще можно совершенствовать талант и собственные лидерские качества нашим детям? Проявив себя в защите детских проектов, наш младший сын оттачивал свое мастерство в таких замечательных образовательных центрах, как «Сириус», «Артек» и «Орленок». Каждый ребенок, приезжающий в эти центры отдыха и обучения, вовлекается в энергичный вихрь познавательной деятельности. Он выбирает сам, в какую студию пойти, в какой программе поучаствовать. При этом считается очень важным, чтобы каждый попробовал себя в чем-то новом и неожиданном, а потом предъявил результаты остальным, чем шире аудитория, тем лучше. Ребенок должен поверить в свои силы, в то, что он способен поставить перед собой любую задачу, которая его привлекает, решить ее и показать результат другим. Всероссийские лагеря отдыха и обучения - это место, где дети делают то, что им нравится, а взрослые их к этому поощряют. Обучающие программы детских современных центров - настоящий кладезь раскрытия детских способностей, где учат не только делиться своими одаренностями, но и принимать ответственные решения.
Все - и участие в соревнованиях, и выполнение олимпиадных заданий, и защита проектов на исследовательских конкурсах - закаляет наших детей, прививает им раннее чувство взрослости и ответственности. И, замечу, не лишает их детства. А, напротив, делает детские годы ребенка запоминающимися и неповторимыми. Вспоминаю слова одного замечательного шахматного тренера, сказанные моему сыну: «Саша, ты, возможно, никогда не станешь чемпионом мира по шахматам, но, вероятно, станешь отличным руководителем, так как ты уже приучен думать за других на 5-6 шагов вперед, как в шахматной партии».
Спросила у детей: «А что же такое лидерство?» Отвечают: «Инициативность, ответственность, харизма!» С этим трудно не согласиться. Но мы, родители, никогда нарочито не воспитывали лидеров. Не всякий лидер способен стать успешным человеком. Мы больше старались воспитать успешного человека с активной жизненной позицией на основе общечеловеческих ценностей. Такой человек интересен и полезен для общества. Он самодостаточен и уверен, а значит, и успешен в собственной жизни. Его отличает способность принимать нестандартные решения в любых жизненных сложных ситуациях. Оптимизм и жизнелюбивый настрой такого лидера привлекают внимание людей и объединяют вокруг единомышленников. По мнению операционного директора социальной сети Facebook Шерила Сандберга: «Истинное лидерство произрастает из индивидуальности». Отрадно, что конкурс «Лидеры России», организованный в этом году на высоком уровне, стал такой индивидуализированной отправной точкой для раскрытия управленческих кадров и создания базы потенциальных руководителей страны.
Главное - понять, принять и помнить, что «лидер - это не тот, кто впереди на лихом коне, это тот, кто направит каждого в нужную сторону и сумеет вовремя остановиться сам».
Что касается воспитания успешных лидерских качеств моих младшеклассников, то я, как учитель начальных классов, больше думаю о том, как создать для них ситуацию успеха на уроке, как научить принимать решения в рамках предложенной для каждого ребенка в классе игры «Моя президентская неделя», как своевременно сформировать у моих непосед исследовательский стиль поведения.

Ирина СУЧКОВА,
учитель начальных классов школы №2006