Внеурочная деятельность, музейная работа - важнейшие направления реализации патриотического воспитания наших учащихся.
Патриотизм возникает у ребенка не вдруг, взращивать патриотические чувства необходимо с самого раннего возраста. Понятия «родина», «отчизна», «отечество» в детском возрасте ассоциируются, как правило, с тем местом, где находится родной дом, школа, то есть с конкретным местом, городом, в котором живут ребята. Детям свойственно чувство гордости за свой край. Они часто стремятся обосновать свою гордость какими-либо сведениями о героических событиях из его истории.
Тема Великой Отечественной войны, например, всегда находит живой отклик у младших школьников. От всего сердца пишут наши ученики стихи о войне:

Была война,
И немцев было много,
А мы... совсем мы были не готовы,
И воевать нам было все трудней.

Погибли тысячи людей
За мир и счастье на планете,
За доброту людских идей,
Чтоб дружно жили все на свете.

Поэтому открытие музея в школе №1206, посвященного героическим биографиям ветеранов Великой Отечественной войны, проживавших в Ясеневе, было не случайным. Музей, который действует в школе с 2005 года, - это стержень патриотического направления воспитательной работы, база углубленного изучения истории родного края. На протяжении целого ряда лет сначала учащиеся школы, а затем члены гражданско-патриотического детско-юношеского клуба «Тимуровец» вели поисковую работу совместно с ветеранами. Члены клуба активно работали в направлении шефской, тимуровской помощи ветеранам. Наши ребята встречались с ветеранами не только в стенах школы, но и навещали дома тех, кто уже самостоятельно не может выходить из дома. Вместе с ветеранами мы проводили классные часы, уроки Мужества, круглые столы, викторины, научно-практические конференции, праздники, посвященные памятным датам. В процессе совместной работы с ветеранами был накоплен достаточный материал, который и составил основную часть экспозиции музея.
Теперь наши ребята - актив музея. Члены клуба «Тимуровец» не только участвуют в научно-исследовательской, проектной, поисково-собирательной работе, но и проводят экскурсии по школьному музею. Эта работа подразумевает много общения со сверстниками, ветеранами, жителями района, округа, что серьезно развивает коммуникативные навыки учащихся. Ребята, поработавшие экскурсоводами, без страха выступают перед любой аудиторией. У тимуровцев есть возможность попробовать себя в различных направлениях деятельности - журналистском, волонтерском, краеведческом, миротворческом. И, конечно, на их плечи ложится просветительская деятельность среди младших школьников и сверстников. А это большая и трудная работа. Подготовка и проведение музейных уроков, викторин, организация посещения всеми классами школы обелиска Славы «Воинам села Узкое» и ежегодное итоговое мероприятие - празднование Дня Победы, - все это и многое другое организуется тимуровцами и активом музея. Неудивительно, что, став лидерами в своих классах, активисты музейной работы остаются лидерами и после окончания школы. Так музейная работа, направленная на воспитание патриотизма, помогает школе развивать в учениках лидерские качества.

Нина ГОЛИКОВА, учитель начальных классов школы №1206