Форум был организован при поддержке кафедры иностранных языков Московского центра развития кадрового потенциала образования, Единой независимой ассоциации педагогов и Центра лингвистического образования издательства «Просвещение».
В рамках мероприятия были рассмотрены следующие проблемы:
1) формирование общественного мнения о необходимости изучения не одного, а двух и более иностранных языков;
2) мотивация при выборе иностранного языка;
3) стимулирование изучения других иностранных языков помимо английского;
4) создание условий для более полной реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения;
5) расширение лингвокультурологического кругозора учащихся в процессе обучения иностранному языку.
Подобный форум, посвященный многоязычию, проводится в Москве впервые. Нам удалось пригласить специалистов из разных областей языкового образования с целью привлечения внимания к проблемам изучения немецкого, французского, испанского и китайского в школах в качестве первого и второго иностранных языков и сохранения их позиций, так как многоязычное и поликультурное образование не представляется возможным без этих языков.
На форуме собрались учителя и методисты из Москвы, Московской области, Пскова, Ярославля, Владимира, Твери, Кирова, Саратова, Волгограда, Казани, Крыма, Ростова-на-Дону, Сочи, Якутска, Хабаровска. Форум - это прекрасная возможность для профессионального общения, передачи опыта и взаимообучения. Все участники показали большую заинтересованность в получении новых знаний, которые в дальнейшем могут быть применены в их профессиональной деятельности.
По мнению модератора секции немецкого языка Юлии Колеровой, учителя немецкого языка школы №1799, руководителя направления «Немецкий язык» РОО «Ассоциация учителей иностранных языков Москвы», подобные форумы - это способ удержать позиции второго языка в не всегда дружественной образовательной политике и в то же время это объединение сил - методических, преподавательских, ресурсных. Непосредственное взаимодействие между теми, кто пишет учебники, и теми, кто работает с ними, всегда носит очень плодотворный характер. Юлия Михайловна также подчеркивает, что нельзя забывать о том, что помимо школьного существуют и другие пути изучения языка, которые также всеми силами необходимо поддерживать с целью повышения мотивации учащихся и сохранения второго иностранного языка в школах.
Модератор секции французского языка Ирина Свиридова, учитель французского языка школы №1449, член Ассоциации учителей иностранных языков, отметила разноплановость форума:
- Участники форума не только получили информацию о теоретической основе современного урока, которая действительно важна для достижения хороших результатов, но и узнали о практических приемах и методах, которые сегодня продемонстрировали коллеги из Ярославля и Твери. Это действительно хорошая площадка для встреч и обмена опытом, потому что не так часто мы узнаем сведения из регионов и у нас бывает возможность выразить свои потребности в новых пособиях представителям издательства. На секции было представлено много информации о том, как подчеркнуть важность изучения французского языка для родителей учащихся, администрации школы, как создать франкофонную атмосферу на уроке в классе.
Как следует из выступления ведущего эксперта и консультанта комиссии по французскому языку при проведении государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) Виктории Вячеславовны Николаевой, одним из весомых аргументов в пользу выбора школой французского языка является то, что учащиеся показывают высокие результаты во время проверочных работ по французскому языку, следовательно, добавляют баллы в копилку школьного рейтинга.
Светлана Владимировна Костылева, методист Ресурсного центра Министерства образования, культуры и спорта Испании в Москве, помощник атташе по образованию посольства Испании в Российской Федерации, автор УМК «Завтра», рада была лично пообщаться с преподавателями, которые непосредственно работают с учебниками испанского языка, и ей было очень приятно услышать как слова благодарности учителей, так и предложения, которые авторы, несомненно, учтут в своей работе в будущем. Так, например, в ходе работы секции учителя просили включить в учебники линии «Завтра» дополнительные тексты и подготовить отдельно книги для чтения для всех уровней по второму иностранному языку. Светлана Владимировна с интересом слушала, какие мероприятия проходят в наших школах с первым и со вторым иностранным языком. В ходе работы форума была выражена надежда на то, что в дальнейшем число участников будет только увеличиваться и будут привлечены учителя, методисты из разных городов и регионов. Зачастую учителя, преподающие иностранные языки, разделены между собой, и неизвестно, какие «звездочки» есть среди учителей и какая работа проводится в регионах.
На форуме смогли присутствовать педагоги-практики китайского языка из регионов, в частности из Республики Саха (Якутия), из Хабаровска и из Сочи, а среди слушателей были учителя из Москвы и Московской области, поэтому то, что мы услышали об опыте и проблемах преподавания языка и культуры в регионах, было очень ценно. Интегральной целью этого форума стала актуализация преподавания вторых иностранных языков и многоязычия современной личности в глобализирующей коммуникативной эпохе. По словам Александры Сизовой, доцента НИУ ВШЭ, учителя китайского языка школы №548 «Царицыно», очень интересными были выступления на пленарном заседании:
- Любопытно было услышать то, что волнует учителей других иностранных языков, поскольку китайский язык только входит в современную школу как отдельная дисциплина, и поэтому некоторые темы, затронутые спикерами, были крайне важны.
Мы очень надеемся, что в будущем форум будет развиваться и расширяться.
Организаторы форума обсудили перспективы дальнейшего сотрудничества, которое должно быть направлено в сторону предметного обучения педагогов для поддержания их профессиональной языковой подготовки на высоком уровне. Совместно с Центром лингвистического образования и предметной ассоциацией педагогов мы планируем организовать двух-трехдневные семинары с целью погружения учителей в языковую среду. Мы всегда будем рады поддерживать учителей и методистов немецкого, французского, испанского и китайского языков.

Екатерина МОРОЗОВА,
заведующая кафедрой иностранных языков Московского центра развития кадрового потенциала образования, председатель Единой независимой ассоциации педагогов