В средней школе учителя сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации у учеников к проектно-исследовательской деятельности. Мотивация - это побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию. Без внутренних мотиваций невозможно представить себе настоящего лидера, который добивается выбранных целей. Поиск истоков данной проблемы направляет педагога к начальной школе, то есть к уровню среднего или общего образования, на котором учащийся получает самые необходимые и поверхностные знания, а также ему прививаются пристрастие, любовь и уважение ко всему духовному, нравственному, кроме того, умение логически мыслить.
Конечно, чем раньше ребенок начнет интересоваться тем, как устроено то, что его окружает, тем больше шансов, что из него выйдет мотивированный ученик средней школы с выраженной лидирующей позицией. Дети очень сильно зависят от своего окружения, будь это друзья и учителя либо родные и близкие люди. Их влияние наиболее значимо, особенно личный пример. Но, на мой взгляд, останавливаться на возрасте 7-11 лет не стоит, так как до 5 лет формируется основная база общей мотивации ребенка. По Э.Эриксону, «малыши уже умеют выполнять задания, ориентируясь на заданную цель. В это время обязательно нужно поощрять желание ребенка творить, заниматься общественно полезным трудом и расширять его возможности самостоятельной деятельности», в связи с чем хочется уделить внимание дошкольному периоду развития будущей личности, так как именно в этом возрасте происходит становление лидерских качеств.
Если интерес ребенка не поддерживать, если не мотивировать его в период до 5-6 лет, то в начальной школе, возможно, будет поздно уже что-то менять. Е.А.Лобанова пишет в своей книге («Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие»): «Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях), по терминологии Жана Пиаже.
Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения, решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость».
Последние качества интересуют нас прежде всего. Они играют важную роль в становлении мотивации к исследовательской деятельности, а значит, и к формированию будущего лидера. Это повлияет либо негативно при отсутствии навыков, либо позитивно при хорошем развитии.
Дошкольный период - это базовый уровень, на котором влияние на формирование личности в большей степени оказывают взрослые. Дети смотрят «снизу вверх» в ожидании какого-то открытия от родителей или воспитателей. Если же они в возрасте до 5-6 лет уже начнут принимать участие в маленьком исследовании под руководством взрослого, то этот опыт оставит неизгладимый след в их развитии. На этом этапе уже происходит дифференциация ролей в том или ином действии, например, при выполнении командной работы можно определить одного или нескольких лидеров, чью деятельность нужно поощрять и направлять.  
В современном мире мы наблюдаем тенденцию в область устранения мамы и папы от процесса обучения, а значит, от процесса развития умственных и творческих способностей ребенка. Это связано в основном с большой загруженностью на работе, а также с недостаточностью знаний и навыков в той или иной области у самих родителей. Им требуется помощь в направлении и поддержке детей со стороны образовательных учреждений. Конечно, оптимальный возраст для оказания положительного влияния на формирование интереса к определенной области знаний у ребенка - 3-6 лет. Этот возраст предусматривает относительную устойчивость внимания, усидчивость, при этом любознательность врожденная еще не «отравлена» занятыми взрослыми.
Оказать содействие дошкольным учреждениям в данном направлении можно через программу родительского дня. Когда родитель или учитель из средней школы приходит к малышам с готовностью поделиться с ними каким-то «чудом науки» (именно так дети воспринимают зачастую саму науку), все без исключения получают неоценимый опыт. Для детей очень важно общение со взрослыми, тем более с теми, кто принадлежит к школьному миру и может послужить примером настоящего лидера. Этот мир вызывает у большинства детей интерес сам по себе. Ребенок в момент общения с учителем чувствует себя взрослее и умнее, чем он есть, и пытается доказать, что он может достичь большего, пытается проявить себя. Этот процесс происходит подсознательно, стоит лишь проявить небольшой интерес лично к каждому. А за чудо дети могут принять даже обыкновенную лягушку или муравья, о которых им рассказывают с привлечением к активной деятельности каждого участника. Если же к этой деятельности привлечь учеников средней школы, которые могут направлять дошкольников в их исследованиях, распределять обязанности и организовывать практические занятия, то это поможет повысить уровень мотивации у детей-организаторов и детей-участников, что в свою очередь влияет на формирование лидерских качеств у школьников.
Но на этом значение данных мероприятий не заканчивается. Дети приносят домой столько эмоций, а главное - стремление поделиться новой информацией! Ребенок сам мотивирует родителей посетить с ним тот или иной музей, например в «Экспериментариум» или же в «Дарвиновский музей». Таким образом дети проявляют себя дома маленькими лидерами. Не надо прилагать никаких дополнительных усилий, лишь только постараться не убить на корню появившийся росток научной любознательности. Никто ни в коей мере не умаляет влияния родителей на формирование лидирующей позиции и мотивации у ребенка, поэтому последующий интерес поддерживается дома. Периодические занятия разной тематики приоткрывают занавес, завлекают за кулисы науки, а дальше дело за каждым лично!

Светлана ЛЕБЕДЕВА,
учитель биологии школы №2006