Задача лидера в том, чтобы было больше лидеров, а не в том, чтобы было больше тех, кто следует за лидером.
Ральф Нейдер


А еще лучше создать команду лидеров. Вначале есть цель - обеспечение условий для получения качественного образования каждым обучающимся. Как кратчайшим путем ее достичь? Как организовать коллектив?

Директор школы - фигура не выборная, а назначаемая, то есть директор фактически уже обладает так называемым формальным, или должностным, авторитетом. Однако лидер и руководитель - понятия не равноценные. Лидер может и не быть руководителем, равно как и руководитель так и не стать лидером. В коллективе зависимость от лидера подавляет независимое поведение членов группы, является основой управления. Это важно. Но важно, и особенно в педагогическом коллективе, и другое: необходимо развить самостоятельную и инициативную личность в каждом члене коллектива, «распределить» лидерство, для того чтобы коллектив использовал максимум потенциалов всех. Парадоксально: наиболее эффективным является тот лидер, который может создать в группе условия, при которых он, собственно, утратит лидерство. Передавая группе полномочия лидерства, руководитель постепенно все больше становится членом этой группы. Но сам при этом становится не еще одним членом группы - он должен стать «сверхлидером», направляющим других.
Выстраивая такую стратегию управления коллективом, важно объективно оценить, насколько способны члены группы брать на себя лидерские функции. Нужны условия для высвобождения конструктивных сил, скрытых в человеке. Чтобы группа продвигалась в направлении максимального использования своего потенциала, члены группы должны чувствовать сопричастность делу, возможность принимать участие в его выполнении. Ясное осознание и принятие каждым «миссии организации» - основа успешного движения к общей цели.
Иначе для достижения общей цели, для направления поступков, мыслей и решений других людей придется прибегать к принуждению, что всегда не лучшим образом сказывается на достижении результата. На наш взгляд, самыми действенными инструментами управления оказываются деловой авторитет руководителя, так называемая идентификация (эмоциональная связь субъекта и объекта власти) и организационная экология (сознательное формирование руководителем условий труда сотрудников с целью исключения нежелательных форм его поведения). Об этом принципиальное высказывание И.И.Калины: «Ключевая фигура в школе - это директор школы, который собирает учителей и создает условия для эффективной работы».
2018 год, январь. Целенаправленно реализуется образовательный процесс, каждый сотрудник ясно осознает, куда движется он в коллективе, чего необходимо достичь в результате деятельности. Обеспечена прозрачность целей и задач образовательной организации. Определяющим является представление об ответственности каждого сотрудника за достижение результата, осознание им своей роли и своей же значимости в движении к результату. «Один за всех и все за одного» - это не просто красивые слова.
В школе проходят городские конференции и семинары, преподаватели вузов работают в профильных классах, родители все чаще вместо вопросов обращаются с конструктивными предложениями... Еще над многим надо работать. Необходимо усовершенствовать формы и способы взаимодействия для повышения его эффективности, а также каждому, делая то, что он умеет лучше всего, принять на себя личную ответственность как за достижение своего собственного результата, так и за результат всей образовательной организации.

Павел СОЛОВЬЕВ, учитель математики школы №1174;
Андрей ГУБАНОВ, заместитель директора школы №1174