Это этот человек? Какими силами он обладает? Где черпает он силы? По каким правилам он живет? Он родился вождем или научился управлять людьми? Многовековая загадка всех существующих лидеров на Земле. Будет ли она разгадана? Или останется тайной, и будущие философы докажут, что в жилах людей, обладающих качествами лидера, течет кровь древних богов, всемогущих греческих исполинов. Возможно, каждый человек, проявивший себя великим полководцем, президентом, руководителем, учителем или вождем, является отпрыском жителей Атлантиды, пропавшей с лица Земли.
А может, есть школы и университеты, где проходят курс «Как стать лидером»? И можно прочитать инструкции, многотомники нормативов и своды правил и законов, и спустя какое-то количество лет перед нами возникнут те, кто возглавит страны, города, большие корпорации, районные собрания, школы и даже классы и группы?
И тот и другой вариант может быть правдой, только первый пока не доказан, а второй слишком утопичен. Поэтому будем искать правду в том, что находится рядом с нами. Нет, мы не будем рассматривать лидерские качества президента страны, главы строительных холдингов и нефтяных компаний нас тоже не интересуют. Наш объект обладает той искрой, которая в свое время зажгла, а быть может, только зажжет нового вождя, - это учитель.
Слова, взятые из притчи об учителе, в начале статьи наводят на множество вопросов. Но один не дает покоя: что заставило этих людей последовать в никуда за своим наставником? Давайте рассмотрим в этой статье то, что выделяет учителя-лидера. Мы не будем перечислять лидерские качества, о которых рассуждали философы и ученые предыдущего столетия, нашей целью является лишь одна позиция, которая перевернула понимание о профессии педагога. Однако предлагаю отойти от предложенного пустынного пейзажа и перенестись в настоящее. Роль современного учителя к 20-м годам XXI века не просто изменилась, она кардинально трансформировалась. Сегодня педагог в образовании занимает позицию лидера, передавая не только знания, но и смысл того, зачем он их передает. В системе современного образования учитель является совершенной моделью двигателя научного процесса, индивидуального роста каждого ученика и системы в целом.
В наши дни личность педагога представляет собой модель успешного учителя. Успешность - неотъемлемое качество сегодняшнего лидера. Кто-то скажет, что это качество сопоставимо с божьим даром, путая его с удачей, фортуной. Однако это не так. Только тот учитель может назвать себя успешным, кто учит успешными быть других. Мы можем выделить три пространства развития успешности педагога: самосовершенствование, передача опыта и наставничество. Вся профессиональная деятельность педагога состоит из постоянного самообразования и развития профессионального мастерства. Учитель всегда должен находиться в интеллектуальном тонусе. Но одержать первенство в интеллектуальном марафоне еще не значит быть лидером - истинный наставник-лидер не просто передает знания, но объясняет смысл этого процесса. Он мыслит глобально и конструктивно, просчитывая наперед перспективу развития каждого ученика, класса, коллектива, школы. Его основным инструментом обучения являются деятельность и обучение деятельностью.
Одной из задач учителя-лидера является налаживание сотрудничества в коллективе, наполнение работы каждого смыслом. Личный пример и опыт поставят педагога на авторитетное место среди коллег. Передавать свои ценности важно и ученикам, и учителям, и родителям. Рядом с истинным лидером его ценностями начинают жить все, кто находится рядом. Сами не осознавая того, они перенимают их как данность. Демонстрировать ответственное отношение ко всем поручениям и задачам является ценным качеством учителя-лидера в работе. Выполняя поставленную задачу, он делает это лишь с той целью, которую поставил сам для каждого ученика, коллектива и общества в целом. Лидеры не могут быть вторыми, поэтому для успешности важно не просто занимать место, а иметь желание победы и первенства и этим желанием заражать остальных.
Он общался с детьми на равных и поэтому обращался к ним на «вы». Он соблюдал букву закона и никогда не нарушал устава. Был справедлив. Он чтил своих помощников. Они были ему правой рукой, а он, когда наступал трудный день, был им стеной. И когда он сказал «идти», они встали и пошли.

Ирина ЦЬОКА,
учитель английского языка школы №2114