По мнению президента, страны, которые замешкаются с внедрением новых технологий, «очень быстро попадут в зависимость от лидеров в этой области», чего в отношении «России нельзя допустить ни в коем случае».
Возможно, это простые и понятные истины, оспаривать их бессмысленно. Весь исторический опыт прорывного развития в любой сфере, любого масштаба, в том числе и целых государств, подтверждает это. Россия в этом ряду занимает далеко не последнее место.
Весь вопрос в том, кто и как будет реализовывать эти идеи, добиваться «устойчивого позитивного результата и сегодня, и в перспективе» и где взять этих самых лидеров?
Кому-то, возможно, такая постановка вопроса покажется слишком расплывчатой, неопределенной, а может быть, чересчур упрощенной. Ответ, как мне кажется, на самом деле не такой уж сложный: лидеров надо воспитывать с раннего детского возраста.
Попробую убедить в этом на примере организации такой целенаправленной работы в начальных классах нашей школы, хотя из этических соображений само слово «лидер» зачастую остается «за кадром».
Лидер (от англ. leader - «ведущий, первый, идущий впереди») - лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
На вечный вопрос: «Лидером можно только родиться или им можно стать?» у нас есть свой ответ.
Развитие лидерских качеств зависит от большого количества факторов, и прежде всего от детского опыта, хотя, несомненно, есть и черты, полученные от рождения.
Лидерские качества у ребенка проявляются с самого детства в поведении с родителями, отстаивании своих интересов, умении добиться желаемого, поведении со сверстниками.
Проявление этих черт во многом зависит от воспитания и условий жизни, умелой организации образовательной среды в школе. Задача взрослых - родителей, учителей - дать им развиваться, а не пытаться подавить силой, создать среду для формирования успешного человека.
Важнейшим условием поставленной задачи создания благоприятной, эффективной образовательной, лидерской среды для учащихся мы считаем формирование профессиональной команды педагогов - лидеров с опорой на их творческий потенциал. Учителя своим примером дадут учащимся возможность приобщиться к интересным прорывным проектам, сложным задачам брать ответственность в детском коллективе на себя, постепенно развивая собственные лидерские качества.
Именно такие задачи ставятся перед педагогическим коллективом начальных классов нашей школы и, на наш взгляд, успешно решаются.
Распределенное лидерство - ресурс самореализации образовательного сообщества. Если говорить о реализуемой стратегии развития и реализации лидерских качеств у коллег, прежде всего наша управленческая команда изучает особенности, потенциал и характер каждого педагога, ищет ту деятельность, через которую учитель может раскрыться в коллективе. Администрация создает условия и предоставляет возможность каждому реализовать свой уникальный талант. Спектр деятельности для учителя практически в школе не ограничен и может быть в поле информатизации, проектно-исследовательской деятельности, реализации своего таланта в системе дополнительного образования, методической работе или организаторских технологиях управления малыми и большими группами в коллективе по узким и потенциально успешным направлением работы.
Благодаря этим знаниям о каждом педагоге и рациональному закреплению его потенциала в формате основного или дополнительного функционала рождается особый грамотно выстроенный управленческий механизм работы с кадрами, что позволяет в конечном счете добиваться гораздо большего в работе с коллегами.
Проиллюстрирую этот механизм только на одном примере. В результате систематической, целенаправленной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс учителя начальных классов изначально смогли стать локомотивом для педагогического коллектива школы. Рационально распределив личностные траектории ответственности каждого педагога и одновременно сконцентрировав педагогический потенциал коллектива начальной школы, мы смогли пять лет назад разработать и осуществить большой коллективный конвергентный образовательный проект для младших школьников - создать открытый городской дистанционный конкурс по информационно-компьютерным технологиям «Любимая IT-планета». Этот проект возник не случайно. Мы искали реальные практические механизмы применения школьниками цифровых инструментов познания, творческого конструирования и работы с информацией в сочетании с интересной, познавательной, научной, творческой патриотической тематикой содержания, которые позволяют расширить образовательное пространство и создать педагогические условия самовыражения для каждого ребенка.
Конкурс стартовал 25 марта 2014 года. В первый год он погрузил детей в традиции всемирного олимпийского движения и события зимней Олимпиады, проходившей в России, второй был посвящен 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, третий проводился на тему «Космос - мечты и реальность», темой четвертого стал Год экологии, а в этом году конкурс посвящен знаменательным датам популярных детских писателей. Практически за этот период мы погрузили свыше 19 тысяч младших школьников школ Москвы, различных регионов России и членов детских команд ближнего зарубежья в разные интересные темы, значимые как для самих учащихся, так и для нашей страны. Этот проект сплотил педагогов, реально научил работать в команде, брать ответственность на себя. На сегодня перед участниками проекта стоят новые задачи технического трансформирования конкурса в связи с появлением новых перспективных цифровых образовательных платформ.
Такой же принцип формирования лидерских качеств мы стараемся реализовывать с детьми. В школе создана мощная база курсов внеурочной деятельности по всем пяти направлениям, которые углубляют и расширяют возможности всех областей знаний в доступной и интересной форме творческих лабораторий, цифровых мастерских для любого ученика 1-4-х классов. Причем формируются группы по желанию детей и их родителей с учетом возможности двигаться по всему образовательному полю с учетом интересов и способностей ребенка.
Особой популярностью у учащихся пользуются курсы технического и исследовательского содержания - «Цифровая творческая лаборатория», «Мастерская юных информатиков», «Интегрированная проектная деятельность», естественно-научная лаборатория «Юные Архимеды», «Экологический практикум», «Лаборатория «Юный исследователь». Здесь дети в опережающем режиме осваивают азы естествознания и информатики в технических и исследовательских лабораториях, в содружестве с учителями и родителями создают перспективные, прорывные проекты. Молодые авторы компьютерных программ, самодвижущихся моделей, микроисследований, роботизированных персонажей, цифровой мультипликации с успехом представляют свои работы на конкурсах, межрайонном Дне науки, интерактивных и панорамных выставках в технопарках, на семинарах, конференциях, мастер-классах. А самое главное - на уроках, имея более расширенный запас навыков и понимание процессов, дети становятся в лидерскую позицию консультантов, помощников учителя, тьюторов для сверстников и популяризаторов созданных продуктов в среде дошкольников и родителей. У детей постепенно появляется уверенность в своих силах, целеустремленность, оптимизм, инициативность, коммуникабельность - неотъемлемые качества будущих лидеров.
Особые неограниченные возможности реализовать себя дает развитая система дополнительного образования, ранняя система профориентации в открытой городской образовательной среде, конкурсные и олимпиадные городские проекты, причем школьники принимают в них участие осознанно, с учетом своих личных качеств и способностей с перспективой на результат.
Такой подход к раскрытию потенциала младших школьников, на наш взгляд, формирует прочный фундамент в долгосрочной перспективе развития лидерских качеств учащихся в основной и средней школе.
Таков наш ответ на вопрос, где в России взять лидеров. Вы согласны?

Татьяна НОВИКОВА, заместитель директора по качеству образования школы №2006