​Образование - фундаментальная основа развития Москвы. И для меня очень важно, что думает о будущем школьного образования все городское сообщество, все неравнодушные москвичи.
Сергей Собянин, мэр Москвы


11 апреля 2018 года на пяти площадках в разных округах столицы состоялся открытый педагогический совет по обсуждению подходов к Стратегии развития образования города Москвы в период до 2025 года.
В зале для конференций МЦКО Виктор Александрович Донской, директор школы №2031, и Павел Александрович Северинец, директор школы №444, презентовали педагогическому сообществу города основные идеи подходов к Стратегии-2025. После этого в активную фазу дискуссии вступили около 500 педагогов. Для обсуждения было предложено 5 вопросов, и каждый вопрос вызвал большое количество комментариев и самых разнообразных мнений. Все вопросы были закрытыми, требующими ответа «да» или «нет».
1. «Зарплата учителя должна зависеть прежде всего от результатов обучающихся».
В зале начались бурные обсуждения. Все ответы сводились к одной главной мысли: а что у обучающегося будет считаться результатом? Уровень обучающихся разнится, и определение результата каждого персонализировано. По мнению педагогов, для нахождения ответа на этот вопрос необходимо конкретизировать определение результата.
2. «Классно-урочную систему необходимо адаптировать под индивидуальные образовательные запросы ребенка».
Классно-урочная система обучения - преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), причем все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок. Выбор конкретной траектории в новой системе остается за учеником, семьей при активной помощи учителя. Механизм «ПОТОК» и опытный педагог-наставник призваны начать формирование у ученика навыка самообучения - основы саморазвития и самопродвижения учащегося по собственной образовательной траектории. Поэтому педагоги, внимательно изучив сущность механизма «ПОТОК», поддержали идею адаптации классно-урочной системы под индивидуальные запросы обучающегося.
3. «Оценивать достижения ребенка необходимо на базе независимого информационного ресурса».
Объективная и всесторонняя оценка обучающегося является важным принципом системы образования. В XXI веке благодаря новым технологиям систематизация данных обо всех достижениях обучающегося не является сложной. Знания, умения, навыки ученика могут быть оценены с внесением данных в систему «РОСТ», где такие данные по каждому учащемуся аккумулируются в портфолио, становятся частью его электронной биографии. Учителя высказали свои предложения о систематизации данных, поддержав использование независимого информационного ресурса.
4. «Старшеклассникам необходимо дать возможность выбирать учителя».
В стратегии школа старшеклассника распространяется на обучающихся 8-11-х классов. Мнения педагогов сошлись на том, что это право выбора обучающихся может быть реализовано в 10-11-х классах.
5. «Аттестация учителя должна быть автоматической на основе результатов обучающихся».
На настоящий момент аттестация учителя представляет собой несколько усложненную процедуру, поэтому было предложено проводить аттестацию учителя автоматически на основе результатов обучающихся. Мнения педагогов в этом вопросе разделились на две большие группы: упрощать процедуру или сохранить. Вопрос был оставлен открытым для дальнейшего обсуждения.
В споре рождается истина. Массовое участие педагогов в разработке стратегии позволит сделать ее и систему образования в целом более эффективной.

Алекбер ГАСЫМОВ,
вожатый школы №2031