Предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, отражать сформированность на необходимом для продолжения обучения уровне читательской компетентности и общего речевого развития и обеспечивать:
1) формирование представлений о значимости художественной литературы и фольклора для развития эстетической и нравственной сторон личности человека;
2) формирование представлений о многообразии жанров произведений фольклора и литературы;
3) формирование навыков смыслового чтения;
4) формирование элементарных умений анализа и интерпретации текста;
5) формирование необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
6) формирование положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию.
Если мы будем оценивать выбор текстов, на основе которых осуществляется контроль достижения предметных результатов, то увидим, что в пособии используются тексты народных сказок и былин («Святогор-богатырь» в пересказе Л.Толстого), фрагменты произведений русской классики и классиков детской литературы (тексты К.Г.Паустовского, Е.Пермяка, Н.Рубцова, И.Пивоваровой и др.), а также тексты справочников, энциклопедий, периодических изданий для детей.
Такой выбор обусловлен и заданными в стандарте основными критериями отбора художественных произведений для изучения в начальной школе: их художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. В курс литературного чтения должны войти: художественные и научно-популярные произведения, произведения устного народного творчества; произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.
Книга содержит 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) за курс начальной школы. Ответы к заданиям являются материалами для учителя, а поэтому даны в середине пособия и могут быть легко изъяты, что повышает объективность оценки знаний учащихся.
Проанализируем представленные в пособии задания на соответствие планируемым результатам обучения, для этого проведем работу с двумя из вариантов (варианты 5 и 7). Они состоят из двух частей, к заданиям или группе заданий дадим комментарий: перечень тех умений, на проверку сформированности которых они направлены.
Часть 1 (вариант 5)
Прочитай текст и выполни задания 1‑3.
День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах... Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.
В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и наконец пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса. Зима начала хозяйничать над землей...
1. Определи стиль прочитанного текста. Обоснуй свое мнение.
2. Определи тип прочитанного текста. Обоснуй свое мнение.
3. Запиши, в какой книге можно прочитать такое произведение.
Комментарий. Данная группа заданий позволяет проверить уровень сформированности умений:
- соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства, различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
- владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения;
- находить в тексте средства художественной выразительности, понимать их роль в произведении, использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного;
- самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию.
Часть 2
В пособии приводится увлекательный, полный ярких образов и жизненных ситуаций текст по произведениям И.Пивоваровой «Про мою подругу и немножко про меня».
Сначала ученикам предложено внимательно прочитать текст. Далее сформулированы задания (4‑12), предполагающие глубокий анализ текста:
4. Определи тип текста.
5. Определи тему текста.
6. Что такое сравнение? Найди пример в тексте и выпиши его.
7. Найди и подчеркни в тексте описание одной чертой.
Комментарий. Данная группа заданий позволяет проверить уровень сформированности умений:
- находить в тексте средства художественной выразительности, понимать их роль в произведении;
- использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.
Следующее задание проверяет логику мышления.
8. Перед тобой пункты плана текста. Расставь их в правильном порядке. Ответ запиши в виде последовательности номеров плана.
Комментарий. Данная группа заданий позволяет проверить уровень сформированности умений:
- определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера;
- пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения;
- составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).
Три следующих задания апеллируют к пониманию содержания и переплетению сюжетных линий рассказа.
Комментарий. Данная группа заданий позволяет проверить уровень сформированности умений:
- характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам, устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев;
- сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.
Завершающий вопрос связан с нравственным и воспитательным аспектами: детям предложено переложить сюжет рассказа на свою жизненную ситуацию и в результате создать свое небольшое художественное произведение.
12. Представь, что ты поссорился с лучшим другом (подругой) из-за пустяка. Напиши ему (ей) письмо с предложением помириться.
Комментарий. Данная группа заданий позволяет проверить уровень сформированности умений:
- составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;
- применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть и участвовать в драматизации, создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать произведения самостоятельно и по аналогии с прочитанными, на предложенную тему.
Большим достоинством пособия является выбор разноаспектных текстов, что позволяет учитывать интересы учащихся, демонстрировать им, что умения чтения востребованы не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на уроках предмета «Окружающий мир», например.
Часть 1 (вариант 7)
Детям предложен фрагмент научно-популярного текста о физической природе и извержениях вулканов.
Комментарий. К текстам такого плана всегда хочется добавить задания, связанные с расширением кругозора: а какие вулканы есть в нашей стране? Покажите на карте их расположение, опишите, подберите интересные факты.
Часть 2
А здесь авторы пособия предлагают школьникам прочесть сказку-притчу «Арысь-поле» и сделать ее подробный анализ, выполнив задания 4‑12:
4. Определи, к какому жанру относится прочитанное произведение.
5. Какие виды фольклорных сказок ты знаешь? Запиши их.
6. К какому виду сказок относится прочитанная? Обоснуй свое мнение.
Комментарий. Данная группа заданий позволяет проверить уровень сформированности умений:
- различать произведения фольклора и литературы, приводить примеры произведений национальной литературы и фольклора разных народов России, находить в них отражение нравственных ценностей (добро и зло, стремление к истине, Родина, планета Земля, народы и их культуры и др.), факты бытовой и духовной культуры.
7. Как ты понимаешь выделенное слово? Подбери к нему синоним.
Комментарий. Данная группа заданий позволяет проверить уровень сформированности умений:
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.
8. Что такое зачин? Приведи пример из прочитанного произведения.
9. Выпиши концовку сказки.
10. Зачем Арысь-поле выходила из леса?
11. Как люди наказали ведьму и ее дочь?
Комментарий. Данная группа заданий позволяет проверить уровень сформированности умений:
- воспринимать фактическое содержание художественного, научно-популярного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал, отвечать на вопросы в устной и письменной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста, задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера, участвовать в беседе по прочитанному;
- различать автора произведения, его героя и того, кто о нем рассказывает;
- определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
12. Расскажи о своей любимой сказке.
Комментарий. Данная группа заданий позволяет проверить уровень сформированности умений:
- составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной форме.
Утверждение литератора Даниэля Пеннака о том, что глагол «читать» (как и глаголы «любить», «мечтать») не терпит повелительного наклонения, невозможно не разделить. И поэтому задача и уроков литературного чтения, и уроков, на которых выполняются задания, аналогичные представленным в пособии, - не вызвать отторжения от чтения. Уверена, что использование материалов пособия не помешает детям стать увлеченными читателями.

​Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310, научный сотрудник Центра филологического образования ФГБНУ ИСРО РАО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002, кандидат педагогических наук