Как обеспечить ребенку пространство выбора в школе? Какие условия нужны для этого? Об этом наш сегодняшний разговор с вами, уважаемые читатели.
Имеет ли наш с вами ученик возможность образовательного выбора в современной школе? На первый взгляд, ответ на данный вопрос очевиден: конечно, да! Во-первых, вне­урочная деятельность и дополнительное образование обеспечивают вариативность образования. Во-вторых, переход на новые образовательные стандарты предполагает, что ситуация выбора создается через дифференцированные домашние задания и даже через выбор учениками форм и способов контроля и оценки.
На первый взгляд, действительно выбор есть. Но давайте более пристально посмотрим на современное образовательное пространство с позиции возможности выбора для ребенка.
Кто выбирает школу? Родители!
Кто выбирает класс? Либо родители, либо администрация!
Кто выбирает образовательную программу и предметы? Это тоже не выбор ребенка!
Кто выбирает учителя, учебники, расписание? Очевидно, это выбор взрослых!
Вот в таких безвариантных условиях наш с вами ученик к концу 9‑го класса оказывается перед первым серьезнейшим выбором своего образовательного пути. В таких условиях, не имея возможности научиться выбору, сделать выбор сложно, а иногда и невозможно!
Причины сложившейся ситуации понятны: современные средние школы были задуманы в уходящую индустриальную эпоху. Они организованы по образцу фабрик, с характерными для заводов звонками, сменами и строгим цеховым разделением.
У школы того времени была совсем другая задача - подготовка хорошего исполнителя. Образование было всеобщим и качественным, универсальным и унифицированным. Мы учили всех и всему.
В современных условиях этого становится недостаточно. Индустриальная революция 2‑й половины XX века наконец решила глобальную задачу человечества - накормить людей и создать достойный уровень жизни.
Создание материального изобилия (продовольствия, одежды, техники) обусловило переход человечества в совершенно новую эпоху своего развития - информационную эпоху. И в центре этой новой информационной эпохи задача создания достойного уровня качества жизни для каждого человека. Жизнь в информационной эпохе - это возможность прожить свою уникальную жизнь! В связи с этим одним из важнейших умений становится умение выбирать из большого набора возможностей.
Понимая это, мы можем поменять подход к организации образовательного процесса. Для обучения выбору выбор должен быть.
Многие коллеги могут возразить - в современной школе есть выбор! Старшеклассники выбирают обучение на базовом или профильном уровне, у них есть выбор в экзаменах для продолжения своего образования!
Да, но будущий десятиклассник должен выбрать из базисного учебного плана старшей школы 3‑4 профильных предмета, 4‑5 элективных курсов, сформировать 2500 часов индивидуального учебного плана на два года обучения! При этом с 1‑го по 9‑й класс он ничего не выбирал в своем учебном плане! Не принимал образовательных решений и не переживал их последствия! Поздно учить выбору девятиклассника! Вариативность должна появиться на основной ступени образования.
Именно поэтому у нас в Перми появилась инновационная модель основного образования «Основная школа - пространство выбора», реализуя которую, мы видим, что удается сконструировать такое образовательное пространство, где есть возможность выбора для учащихся. Более 150 школ Перми и Пермского края участвуют в реализации модели. Во всех школах в 5‑9‑х классах используется ПГМО (поточно-групповой метод обучения), где вся параллель делится на группы.
И опять, коллеги, вы можете возразить: деление класса на группы или потоки - это достаточно традиционная и знакомая для многих школ процедура. Но ведь ученик сам не может сделать выбор группы, хотя бы потому, что он не может самостоятельно определить уровень сложности предмета. Ведь основанием для деления на группы является уровень обученности учащихся, определяемый опять-таки педагогами! При чем тут тогда его выбор?
В предложенной модели основного образования дети выбирают уровень своих притязаний в предмете, а не тот уровень, на котором они сейчас находятся, с точки зрения учителя. Эти притязания могут быть:
а) в сложности изучения (а не программы, программа у всех одинаковая);
б) в виде деятельности, через которую они эту дисциплину изучают. Например, литература и театр, литература и журналистика, литература и кино. На основании выбора детей формируются группы временного состава. При желании дети могут сменить группу в следующей четверти.
Второй продукт линейки модели - это профессиональные пробы, которые рассматриваются в пермской модели как прямое участие подростков в профессиональной деятельности.
Мы согласимся с тем, что профессиональные практики в разных интерпретациях есть во всех российских школах уже давно. Отметим лишь то, что в некоторых школах Перми реестр проб на выбор достигает сотни. А всего по краю это уже более 1000 различных форматов проб.
И, наконец, КСК (краткосрочные курсы) по выбору - третий элемент модели основной школы. Это элективные курсы по выбору неакадемической направленности. Одновременно всей параллели предлагаются несколько десятков краткосрочных курсов. Продолжительность таких курсов - от 6 до 16 часов. Требования к содержанию курсов не совсем обычные для традиционной школы. Курсы в большинстве своем должны опираться на практическую значимость. Завершаются такие курсы конкретным понятным детям результатом.
Коллеги, предвидим, что у вас могут возникнуть вопросы:
- Чем идея КСК отличается от факультатива? Урезанным количеством часов, за которые еще и определенного предметного результата нужно достичь?
Во-первых, курсы должны носить непредметный характер. Таким образом создается «подушка безопасности» в выборе. Мы с вами понимаем, что как только будут введены предметы - в выбор будут активно вмешиваться родители, которые в очередной раз будут решать за ребенка, рассуждая примерно так: «Дополнительный час по физике (математике, русскому языку и т. д.) лишним не будет. А вот выбирать между КСК «Чехол для гаджета» или «Полька-бабочка» родитель уже сможет доверить ребенку.
Во-вторых, в отличие от факультатива КСК - это обязательные курсы, то есть выбор как минимум раз в четверть становится для школьника обязательной процедурой.
- Откуда же брать часы, если курсы обязательные?
Мы используем 3 часа компонента учебного плана, формируемого субъектами образовательной деятельности.
- Как же так?! Ведь эти часы школы используют по своему усмотрению - кто на русский язык, кто на математику, кто на английский! ЕГЭ ведь никто не отменял!
Да, рискнули! Да, не выделили дополнительные часы на русский и математику. Понимаем, смелый шаг. Иногда этого смелого шага достаточно, чтобы покинуть свою привычную зону комфорта, а за ней, как известно, происходят настоящие чудеса! Но сегодня мы видим, как возвращается детская мотивация к обучению. Ученикам снова становится интересно учиться. Добавим еще, что Пермский край находится в числе лидеров по итогам ЕГЭ.
Продолжим знакомство с нашей пермской моделью.
Ее реализация началась с введения системы КСК как самого увлекательного и самого понятного и педагогам, и детям элемента.
Давайте рассмотрим, как это может быть реализовано в школе.
Шаг первый. Актуализация педагогических интересов
На этом этапе достаточно выяснить хобби учителей. Вы умеете шить? Ваше увлечение - танцы? Тогда самое время начать разрабатывать программу КСК.
При этом мы не забываем, что формулировка предложений выбора должна быть на понятном ребенку и родителю языке. К сожалению, мы часто забываем, что педагогический язык слабо связан с языком, на котором могут принимать решение дети и родители. В формулировке названия курса дети должны увидеть понятный им результат, результат, который они могут получить здесь и сейчас.
Результат первого этапа: пакет программ КСК. Теперь мы можем идти к детям.
Шаг второй. Актуализация интересов детей
Коллеги, представим теперь, как если бы нас с вами попросили ответить, чему бы мы хотели научиться из этого списка. Что бы выбрали вы? Научиться танцевать? Сделать чехол для гаджета? Так и обучающиеся выбирают из предложенного перечня курс для себя. Замечательно, если будет сделана реклама курса, чтобы ребенок мог выбирать не вслепую, а этот выбор был более осознанным. Добавим только, что с ребенком обязательно должна проводиться рефлексия его сложившегося пространства выборов, а также прогнозирование дальнейших возможных маршрутов.
Итак, мы с вами смоделировали один из возможных вариантов механизма запуска КСК в школе.
Актуализация интересов педагогов позволила нам создать возможный перечень КСК (1‑й круг). Актуализация интересов детей создала другое пространство интересов (2‑й круг). Именно на пересечении интересов взрослых и детей мы создаем пространства образовательного выбора (два круга с пересечением). Так рождается педагогический замысел системы КСК (шаг третий).
Зафиксируем общие требования, предъявляемые к этой системе:
    курсы должны быть:
- разнообразны по тематике;
- носить непредметный характер;
- заканчиваться конкретным результатом;
    набор курсов должен быть избыточным;
    курсы должны быть интересны и взрослым (учителям, которые их ведут), и детям.
Именно с этих позиций делается следующий шаг.
Шаг четвертый. Управленческо-педагогический анализ. Административная команда принимает решение о включении курсов в учебный план. Как вы понимаете, здесь могут возникнуть проблемы, связанные с финансированием. Допустим, курс выбрал один человек, и тогда придется принимать решение, будет ли реализована программа курса или нет. Понимаем, что в этом случае пространство выбора для каждого конкретного ребенка несколько сужается, в полном объеме не обеспечивается, но эти риски можно и нужно учитывать и искать варианты их минимизации. Составляется расписание, решаются прочие организационные вопросы.
Обращаем внимание на то, что набор курсов не может быть избыточен, а должен быть избыточен. Иначе это будет выбор без выбора.
Хотелось бы обратить ваше внимание и на то, что эти курсы должны быть интересны и ребятам, и взрослым. Наша коллега вспомнила следующую историю. Когда она только пришла в профессию, на одном из методических мероприятий для молодых педагогов на вопрос «Почему вы пришли работать в школу?» ответила так: «Чтобы заниматься тем, что я люблю!» Модель «Основная школа - пространство выбора» дарит такую возможность и детям, и взрослым. В этом, на наш взгляд, один из секретов ее успешности.

​Елена БУХМИЛЛЕР, учитель начальных классов средней школы №119, г. Пермь;
Ольга ГЛУШКОВА, учитель русского языка и литературы Кормовищенской СОШ г. Лысьва;
Ольга КОРЧАГИНА, преподаватель истории и обществознания Пермского суворовского училища;
Мария НОВОСТРУЕВА, преподаватель английского языка Пермского суворовского военного училища