Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества подвела итоги Всероссийского мониторинга безопасности образовательной среды, который проводился в рамках Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012‑2017 годы». Как сообщила председатель Временной комиссии СФ Людмила Бокова, исследование было организовано весной и летом 2017 года и охватило более 180 тыс. учителей и сотрудников образовательных организаций из всех регионов. Анкета мониторинга включала свыше 300 вопросов по семи тематическим направлениям: «Положение учителя в школе», «Дети, требующие особого подхода», «Познавательная активность учащихся», «Управление образовательной организацией», «Школа и ее территория», «Организация деятельности по обеспечению здоровья учащихся» и «Информационная безопасность образовательного учреждения». В ходе исследования были выявлены различные проблемные области. Например, в вопросе защиты персональных данных детей одним документом предусмотрено вовлечение заинтересованных педагогов, а в других прямо исключается доступ к этим данным учителей физкультуры, школьных психологов и т. д. С целью обеспечения здоровья детей образовательным организациям необходима медицинская лицензия для работы медкабинета. Однако зачастую из-за отсутствия лицензии такого кабинета нет. Четко не определен порядок урегулирования споров среди участников образовательных отношений, что в результате приводит к невозможности педагогов повлиять на администрацию учреждений. «В целом можно отметить, что в каждой десятой школе в нашей стране что-то не так, - сказала Людмила Бокова. - Причин этому много. В первую очередь это требования, которые школы практически не могут выполнить из-за отсутствия финансирования и поддержки со стороны региональных властей, и во вторую - требования, которые противоречат друг другу, а смысл их четко не определен». В данный момент проходит обсуждение результатов исследования с целью подготовки предложений по разрешению выявленных проблем. Доклад по итогам мониторинга будет направлен в заинтересованные органы власти.

Совет Федерации одобрил закон, повышающий ответственность организаторов детского отдыха и чиновников. Одна из новаций - введение формы типового договора между родителями и организацией детского отдыха, которую должно разработать Минобрнауки России. Это позволит установить права, обязанности и ответственность сторон. На официальном сайте правительства каждого субъекта РФ должен быть размещен реестр организаций, допущенных к обеспечению летнего отдыха детей. Кроме того, родители смогут подать в электронном виде жалобу по организации летнего отдыха, которая по их желанию может быть размещена на сайте регионального правительства в открытом доступе. Орган исполнительной власти будет обязан оперативно проверить заявление и публично дать ответ. Также законом устанавливается, что во всех регионах будут утверждены и размещены в открытом доступе рекомендованные туристические маршруты для детей.

В Государственную Думу внесен проект закона о добровольном изучении национальных языков. Группа депутатов предлагает внести соответствующие поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ». Законопроект уточняет, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе и не в ущерб освоению государственного языка Российской Федерации, а право на изучение родного языка из числа языков народов РФ реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Учет мнения обучающихся и их родителей при выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка согласно законопроекту должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей. «Предлагаемые изменения позволят сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев выступил в Государственной Думе с отчетом об итогах работы Кабинета министров в 2012‑2017 годах. Касаясь темы дошкольного образования, премьер-министр сообщил, что очереди в дошкольные учреждения для детей в возрасте от трех до семи лет практически ликвидированы. На эти цели из бюджета было выделено более 130 млрд рублей. Теперь правительство совместно с регионами решает эту задачу для детей до трех лет. За прошлый год появилось более 100 тысяч дополнительных мест в детских садах, в том числе для самых маленьких. На проектирование и строительство новых современных школ в 2016‑2017 годах выделено более 50  млрд рублей. 146 школ уже открыли свои двери, из них 83 - в прошлом году. За последние семь лет для регионов приобретено 12 тысяч школьных автобусов, из них 1,5 тысячи - в прошлом году. Премьер-министр также напомнил, что к 2020 году не менее пяти российских вузов должны вой­ти в первую сотню ведущих мировых университетов. «На эти цели было направлено более 50 млрд рублей. Из них 10,5 млрд - в прошлом году. И сейчас в Топ-100 различных мировых рейтингов 11 наших университетов. Еще 17 вошли в Топ-200. Но эта работа должна быть продолжена», - заявил Дмитрий Медведев.
Депутаты в своих вопросах и выступлениях тоже затрагивали проблемы образования. Так, по мнению лидера фракции «Справедливая Россия» Сергея Миронова, одной из таких проблем является уровень заработной платы учителей. По его убеждению, учителя должны быть приравнены по зарплате и социальным гарантиям к государственным служащим.

В Минобрнауки России состоялось заседание оргкомитета национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Заместитель министра Татьяна Синюгина напомнила, что движение «Абилимпикс» системно развивается с 2015 года, к настоящему времени во всех регионах созданы оргкомитеты, открыты волонтерские центры «Абилимпикс», в 84 регионах работают региональные центры развития движения (за исключением Чукотского АО). По показателям трудоустройства участников чемпионата на протяжении двух лет лидируют Республика Алтай, Тюменская область и Красноярский край. На заседании была представлена актуализированная Концепция проведения конкурсов по профессиональному мастерству «Абилимпикс» на 2018‑2020 годы. Так, к 2020 году долю занятых участников конкурсов «Абилимпикс» (включая их трудоустройство, продолжение обучения и нахождение на реабилитации) планируется довести до 100%. На федеральном уровне предусмотрено создание координационного совета работодателей, который будет утверждать главных экспертов национального чемпионата. Кроме того, будут сформированы советы по компетенциям, задачей которых станет разработка конкурсных заданий. Новые задачи появятся у национального центра «Абилимпикс» (РГСУ). Среди них - контроль проведения региональных чемпионатов и формирование национальной сборной. На региональном уровне появится новое понятие «паспорт чемпионата». В паспорте будут отражаться все данные по проводимым в субъектах РФ чемпионатах «Абилимпикс». Региональный координационный совет работодателей, как и на федеральном уровне, будет утверждать главных экспертов региональных чемпионатов, а также отвечать за трудоустройство участников. В 2018 году изменятся и подходы к формированию перечня компетенций национального чемпионата «Абилимпикс». Основными критериями отбора станут массовость проведения, востребованность региональным рынком труда, соответствие международным компетенциям; рекомендации общественных организаций инвалидов.

Рособрнадзор подвел итоги досрочного периода ЕГЭ, проходившего с 21 марта по 11 апреля. По данным ведомства, экзамены сдавали более 23 тысяч человек, в основном это выпускники прошлых лет, желающие улучшить свой результат. Экзамены прошли во всех субъектах РФ, кроме Чукотского автономного округа. В их проведении были задействованы более 12 тысяч организаторов и более 2,2 тысячи общественных наблюдателей. Во всех ППЭ в ходе экзаменов велось видеонаблюдение в режиме онлайн. Самыми популярными у участников досрочного периода были обязательные предметы, русский язык и профильная математика, а также обществознание. Традиционно высок интерес к таким предметам, как биология, история, химия и физика. С экзаменов были удалены около 200 нарушителей, в том числе 67 человек за использование шпаргалок и 106 за использование средств связи. Рособрнадзор начинает сбор мнений и предложений участников экзаменов о том, как сделать ЕГЭ более комфортным. Их можно направлять на специальный адрес электронной почты: vypusknik2018@obrnadzor.gov.ru. Сбор предложений продолжится во время основного периода ЕГЭ-2018, который пройдет с 28 мая по 2 июля.