Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ, президент образовательного холдинга «Наследник»:
- Вопрос учебной нагрузки - это не только вопрос часов, которые ребенок проводит на уроках или за выполнением домашнего задания. Стоит обращать внимание не только на продолжительность занятий, но и на их форму и содержание. Нужно использовать по-настоящему передовые педагогические технологии, повышающие эффективность обучения и вовлеченность школьников, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Помните сюжет из авторской сказки «Учитель Так-Так и его разноцветная школа», где мальчика за проступок наказывают запретом делать домашнее задание? И это было действительно очень грустно, потому что детям в тот день было задано вырезать из брюквы ослика, а что останется - съесть. В школе «Наследник» мы тоже стараемся сделать так, чтобы учеба и в школе, и дома была не нагрузкой, а увлечением.
Сейчас, к сожалению, большинство российских школьников говорят о том, что нагрузки действительно высоки. В ходе опроса, который проводился фондом «Национальные ресурсы образования» совместно с экспертами ОНФ в декабре прошлого года, 58% учащихся отметили, что им задают чрезмерно много домашних заданий и на их выполнение часто не хватает времени. Поэтому они предлагают отменить домашнее задание, вторую смену, а также сократить учебную неделю до 5 дней.
Взрослые к сокращению домашнего задания относятся менее однозначно, по нашим опросам, 48% родителей считают, что сокращать его объемы не нужно, а 5% предлагают даже увеличить. Но и дети, и родители говорят о том, что им хотелось бы, чтобы в школе было больше вовлекающих занятий, больше практико-ориентированных уроков, готовящих детей к будущему.
С учителями «Наследника» же мы обязательно обсудим, как реализовать идею эксперимента с отменой домашних заданий в следующем учебном году, и, конечно, учтем мнение самих учеников.

Татьяна МУРАДХАНОВА, директор школы №5 Курского муниципального района Ставропольского края, бронзовый призер Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:
- Думаю, я бы рискнула провести подобный эксперимент в своей школе, например в седьмых классах. А во всех остальных я бы сократила объем контролирующих мероприятий и объем домашнего задания свела к минимуму.
Домашнее задание должно быть творческим, разноуровневым, интересным, на выбор самого ученика. Таким образом, мы обучаем детей навыкам самостоятельной работы, самообразования. И как следствие у детей формируются умения мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически ее оценивать, а не просто накапливать и запоминать.
С введением всероссийских проверочных работ, региональных проверочных работ значительно возросло количество контролирующих мероприятий в школах. И что у нас получается? Бесконечный контроль, мониторинги, по итогам которых получают огромный стресс и ученики, и учителя. А результаты часто бывают непредсказуемы по разным причинам. На мой взгляд, необходимо пересмотреть количество контрольных и сократить их. Но я бы не исключала контрольные мероприятия совсем, так как они необходимы для определения индивидуальной траектории развития ученика по предмету.

Лилия БУЛАТОВА, директор
школы №1 им. Героя РФ Андрея Алексеевича Туркина, ст. Динская, Краснодарский край, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:
- Считаю, что полный отказ от домашнего задания нецелесообразен. Но совершенствовать систему домашних работ необходимо. Сегодня, к сожалению, имеет место перегрузка, основными причинами которой, на мой взгляд, являются большой объем программного материала и нескоординированность учителей. Мы уже не первый год практикуем отказ от домашнего задания в последней четверти в 11‑х классах. Учащиеся получают задания только по русскому языку, математике и предметам, по которым будут сдавать ЕГЭ. Это помогает избежать перегрузки выпускников накануне экзаменов.

Ирина ГОЛОВИНА, заместитель директора по УВР центра образования №28 с углубленным изучением иностранных языков г. Владивостока, Приморский край, серебряный призер Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:
- У нас данный вопрос поднимался и родителями, и педагогами. Понятно, что каждый ребенок должен развиваться и раскрывать собственный потенциал. И каждый ребенок имеет право на ошибку, которую нужно трактовать не как вину, а как признак того, что человек делает что-то новое. Мы думаем, что не стоит полностью отказываться от домашнего задания и контрольных работ. Нужно от массового образования перейти к образованию, направленному на человека. Тогда и домашнее задание, и контрольная работа не будут вызывать у ученика отрицательных эмоций.

Ирина БАЛЯНОВА, заместитель директора по УВР школы №5
г. Кумертау, Республика Башкортостан, бронзовый призер Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:
- Думаю, домашние задания посягают на свободное время ребенка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. По моему мнению, если их отменить, у ребенка появится больше свободного времени на общение с родителями и дополнительное образование, которое как раз-таки и занимается развитием необходимых подрастающему поколению социальных компетенций. Предметные знания важны, но они должны быть получены во время уроков. Контрольные работы, на мой взгляд, надо оставить, так как они позволяют систематизировать и закреплять теоретические знания у детей. Мы готовы в качестве эксперимента отменить домашние задания в отдельных классах.
Светлана ДОЛЖЕНКОВА, директор Казанской специальной школы-интерната, Ростовская область, лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016:
- В нашей школе дети находятся круглосуточно, поэтому не только уроки, но весь день, прогулки, свободное время - все несет прямую или косвенную образовательную нагрузку. Отменить домашние задания и контрольные работы - это, конечно, смелый эксперимент, но даст ли он необходимый эффект? Мне больше импонирует изменение формы домашнего задания и контрольных работ на более близкие детям, например, игровые ситуации, исследование, наблюдение, решение кейсов. Понятно, что не всегда можно облечь домашнее задание или контрольную в названные формы, бывают и обязательные учебные действия, которые нужно выполнить. А в начальной школе, когда идет изучение основ школьных знаний, без домашних заданий, по-моему, совсем не обойтись.

Жанна МИХАЛЕВА, директор школы №68, Воронеж:
- В рамках действия Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательная организация сегодня может корректировать учебный план, учебные и рабочие программы. Можно взять отдельно какой-нибудь цикл, например гуманитарные науки, посмотреть, где на сегодня завала еще нет, и, основываясь на этом, отменить какие-то работы или домашние задания. Но сделать это в том же девятом классе нереально. Мы два года готовим детей к итоговой аттестации, и да, она предполагает дополнительный стресс для учеников. Но снимать его, отменяя домашние задания, неправильно, и ни к чему хорошему это не приведет. Психологической разгрузкой и снятием стресса у нас занимаются психологи. И мы уже приспособились к системе ЕГЭ, как дети, так и учителя. Слепое копирование чужого опыта нам не подходит. Тем более что 7‑9‑е классы - это переходный возраст, эволюционное для детей время, когда идет созревание организма, а умственная деятельность отходит на второй план.

Ирина М. (имя изменено), директор школы, Новгородская область:
- Давайте скажем правду: стресс ученики российских школ испытывают, начиная с 1‑го класса. Исключение составляют, пожалуй, некоторые сельские школы, где учеников так мало, что педагоги практически индивидуально с ними работают. Во всех остальных школах учителя не успевают помогать учащимся успешно осваивать школьную программу, так как день и ночь занимаются отчетностью. Не случайно все нанимают репетиторов! Причина: сверхсложное содержание школьных программ практически по всем предметам. Все современные учебники перегружены деталями, основы знаний в этом море теряются. В итоге некоторые ученики понятия не имеют о том, что Земля вертится, не знают о Великой Отечественной войне, не представляют, где на земном шаре находятся самые известные страны. Начать нужно с главного - упростить все учебники. Домашние задания и контрольные я бы оставила. Но они должны быть минимальными по объему и не превращаться в пытку для ребенка.

Сергей С., директор школы, Нижегородская область:
- Мы давно в своей школе практикуем нечто подобное в начальном звене. В четвертой четверти домашние задания получают только те ребята, кто много пропустил или кому надо подтянуть свои знания и оценки. Остальные ученики начальных классов живут без домашних заданий, потому что детям надо гулять.