​Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.
Ральф Эмерсон

Как педагог кафедры мастерства актера, я занимаюсь с ребятами по программе «Художественное слово». Развивать эмоциональный интеллект необходимо с детства.
Вспоминаются слова Льва Толстого: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Основная цель программы «Художественное слово» не вырастить из ребенка профессионального чтеца, а стимулировать у него познавательную активность и воспитать любовь к добрым детским произведениям; учить ребенка правильно выбирать высокохудожественные произведения для внеклассного чтения; привить ребенку вкус к классическим литературным произведениям. Это необходимо для того, чтобы в подростковом возрасте его эстетическое воспитание позволяло уделять больше времени изучению шедевров мировой и отечественной литературы, драматургии. Не менее важная задача педагога - раскрыть индивидуальность учащегося, научить его искать свои выразительные средства (а не слепо подражать другим исполнителям), развить умение вести диспуты со сверстниками, убеждать словом, грамотно и легко пользоваться своим лексиконом, особенно в устных ответах на уроках. Ведь очень часто, из-за того что ученик не умеет правильно и красиво говорить и делает ошибки в ударениях, он терпит неудачи при ответе на вопросы педагога и получает оценки более низкие, чем заслуживает.
У моих подопечных пытливый ум. И мы часто ведем беседы о свободе выбора, задаемся вопросами о смысле жизни и ее порядке. Понятия личной свободы и индивидуальности неотделимы от выбора и риска. А любое творчество, включая и собственное жизнетворчество, - это езда в незнаемое. Уверена, что миссия детского театра очевидна.
На занятиях по программе «Художественное слово» подросток через игру постигает окружающий мир. Игра - это синтез обучения и физиологического развития ребенка путем лингвистических интерактивных игр. Например, ребята очень любят попытаться сначала рассказать историю и простроить сюжетную линию, давая название каждому событийному факту. А потом выстроить статичную мизансцену на каждое событие. И история становится зримой.
Программа «Художественное слово» позволяет ребенку проявить свою творческую инициативу в области театрального искусства, освободиться от внутренней скованности, повысить самооценку, избежать впоследствии многих подростковых комплексов. Программа помогает в развитии таких элементов, как внимание, логическое и образное мышление, творческая фантазия. Задача программы - помочь приобрести навыки углубленного понимания текста художественной литературы, разработать хорошую дикцию и голос, развить умение грамотно и ясно выражать свои мысли.
Решающим средством воздействия на зрителя в драматическом спектакле, по мысли Станиславского, всегда остается слово. Словесное действие - вот что делает драматический театр одним из самых сильных и впечатляющих видов художественного творчества человека.
Педагоги «Домисольки» ставят перед собой серьезные задачи: обучение, развитие и усовершенствование природных речевых и актерских возможностей ребенка, воспитание дикционной культуры, обучение процессу овладения словом, его действенной силой. В атмосфере общей поддержки коллектива и заинтересованности педагога у ребенка возникают потребность в реализации своих возможностей, желание выполнить творческую задачу.
Пройдя достаточно испытаний в своей жизни, я поняла, что ничего случайного не бывает. Все имеет предпосылки и последствия. Думаю, не случайно и пребывание неравнодушных педагогов и увлеченных учеников в музыкальном театре «Домисолька». Пройдут годы, дети вырастут, пути их разойдутся, но, возможно, многие будут вспоминать свою творческую жизнь в стенах «Домисольки» как один из самых радостных и счастливых моментов.

Елена НИКИФОРОВА,
педагог театрального отделения детского музыкального театра «Домисолька»