В детском музыкальном театре «Домисолька» сольфеджио входит в комплекс обязательных предметов. Дети изучают его начиная с трех с половиной до десяти лет. Далее, до семнадцати лет, обучение можно продолжить по индивидуальной программе.
За счет раннего старта начальный период растягивается на более длительное время, что позволяет детям получить глубокие и устойчивые знания о музыкальной теории. От понимания возникает любовь к познанию музыкального языка, создается крепкий фундамент для будущего профессионального образования.
Все мы знаем: и дети, и взрослые любят то, что понимают. Не секрет, что бoльшая часть детей оставляют занятия в музыкальных школах именно из-за сложностей с сольфеджио. Дается большой объем теоретического материала, и за короткое время не все его могут прочно усвоить. Трудности нарастают как снежный ком, и в конечном счете ребенок не выдерживает давления «неуспешности» и бросает школу...
Мы часто проводим параллели в изучении музыкального и родного языков. Изучение родного языка проходит четыре стадии: восприятие на слух, говорение, чтение, письмо. Так же происходит и с музыкальным языком. Поэтому основным навыком, требующим первоочередного развития, является слуховое восприятие. Необходимо как можно раньше и глубже обогатить слуховой опыт ребенка.
Начинаем с простейшего: познаем разницу между шумом и музыкальными звуками, знакомимся с регистрами. За три подготовительных года дети получают обширный слуховой опыт, осваивая лaдовый комплекс, интервалы, четыре вида трезвучий, познают разницу между трезвучием и септаккордом.
Вспомним слова Л.С.Выготского: «Обучение ведет за собой развитие». Каждому слуховому опыту даем устное объяснение.
Поддержать интерес к освоению музыкальной грамоты помогают обучающие песенки, считалки и детские стихи.
И обязательно - игра! Играть - вот ключевое слово в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Приглашая детей на занятие, мы так и говорим: «Пойдемте играть в музыку».
Название каждого блока заданий обязательно включает в себя слово «игра». Например, «поиграем со звуками», «поиграем с мелодией», «с ритмом» и так далее... Работая с малышами, педагог ощущает себя игропедагогом: организатором и участником всех игр и затей на занятии, ведущим, который задает правила и определяет результаты игры.
Чтобы игра не превратилась в баловство, с первой же встречи мы устанавливаем «правила игры», то есть объясняем правила поведения и общения на занятии. Детям необходимы опора в виде свода правил и уверенность в том, что, если следовать правилам игры, каждый будет выслушан, поощрен и задействован во всех интересных затеях.
На своих занятиях с малышами дисциплинарные установки мы стараемся обыгрывать красивыми мелодиями. Отрывки мелодий становятся лейтмотивами, закрепленными за определенным действием, это экономит время на занятии, а также развивает музыкальную память. Один из примеров: если необходимо посадить детей за столики или успокоить после подвижной игры, на фортепиано педагог исполняет им мелодию из песни Булата Окуджавы «Песенка об Арбате».
Сочетание развлечения с обучением, максимальная польза в комфортной обстановке, удовольствие и радость творчества - вот то, что «цепляет» детей, вызывая живой интерес и желание познать музыкальный мир.
С ранних лет необходимо углублять музыкальные впечатления, расширять поле музыкальных знаний, только тогда в юношеском возрасте проявится устойчивый интерес к разным видам музыкального искусства - от классики до модерна, сформируется хороший вкус.
Задача педагогов - сделать путешествие в мир музыкальных звуков ярким, эмоционально окрашенным и запоминающимся на долгие годы. Для родителей это повод пережить заново полученные в детстве впечатления, а также обогатить свои знания о музыкальном языке, погружаясь в этот увлекательный мир вместе с детьми.

Светлана ГУСЕВА,
руководитель фортепианно-теоретического отдела, педагог дополнительного образования детского музыкального театра «Домисолька»