Интересно, что словарь Даля дает такое определение слова «мастер»: «Мастер - человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукоделием; особенно сведущий или искусный в деле своем».
А вот что по этому поводу пишут люди в Интернете:
«Быть мастером своего дела - значит достичь совершенства в какой-либо профессии, делать свое дело лучше других».
«Мастер своего дела - человек, который выбрал для себя любимое дело и владеет им в совершенстве. Так как он знает все нюансы и подводные камни, он может набирать учеников и обучать их, если хочет, чтобы его дело продолжалось».
«Мастер - это прежде всего хозяин. Дело служит мастеру, а не наоборот. Конечно, сначала нужно очень долго и упорно овладевать азами, набивать руку - право хозяина и владельца нужно заслужить».
«Быть мастером своего дела - это честь и очень важный дар, ведь то, чем ты занимаешься, должен делать уверенно, правильно, с любовью, вкладывая душу, быть мастером своего дела - значит приносить людям радость и пользу своим делом».
В итоге все сводится к тому, что человек умеет делать то, что делает, любит это дело, вкладывает в него душу и сердце, получая высокий результат, признанный окружающими.
Мне всегда казалось, что в профессии учителя вопрос о мастере своего дела стоит острее, чем в других. Ведь учитель имеет дело не с бумагами и даже не с механизмами, а с живыми маленькими людьми. Как можно доверить ребенка тому, кто не умеет учить, не вкладывает в свое дело душу и сердце? Наверное, найдутся единицы, кто согласится отдать ребенка такому учителю.
Вы можете спросить: «Разве для того чтобы объяснить детям, что такое имя существительное, надо вложить душу?» И будете правы, конечно, нет, да и вообще, для того чтобы ребенок узнал, что такое имя существительное, совсем не обязательно посещать школу и встречаться с учителем, достаточно открыть все ту же сеть Интернет и прочитать материал, относящийся к этой теме.
Но разве общение учителя и ученика сводится к передаче информации о том, что такое имя существительное?
На мой взгляд, общение учителя и ученика - это волшебство, которым владеет мастер, в результате которого ребенок, конечно же, узнает, что такое имя существительное, но главное - получает необычайный заряд, способствующий дальнейшему развитию мотивации в учении, формированию положительных качеств личности, потребности в работе над собой, дает толчок двигаться вперед. И так каждый урок. Разве это не чудо?
Я давно работаю в школе. Много разных нововведений пришлось пережить. Некоторые приживались и давали неплохие результаты, о некоторых забывали уже на следующий год.
Я обеими руками за введение в школе новых технологий, частичный перенос учебного материала на электронные носители. Ведь там, в социальных сетях, наши современные дети чувствуют себя увереннее и спокойнее.
Но я хочу верить в то, что никакие электронные носители и социальные сети не заменят личного общения ученика с учителем. И мастер своего дела быстро научится пользоваться электронными источниками информации, сможет объяснить ребенку через любую социальную сеть, что такое имя существительное, но главное (и это можно сделать, только общаясь лично) - «научит» ребенка быть хорошим человеком, подарит ему уверенность в завтрашнем дне, научит ставить и достигать цели, ежедневно работать над собой. Это можно сделать только личным примером.
И тогда результатом такого общения (помимо высоких результатов в обучении) может стать ничем не измеримая благодарность детей: «В нас есть добро, и этому нас научили вы».
Кто же такой мастер своего дела в школе? А главное - нужен ли он ей?
На этот вопрос ответит, как всегда, время...

Екатерина ЗЯБЛОВА,
учитель начальных классов Немецкой школы №1212