- Алла Владимировна, расскажите, пожалуйста, почему вы предпочли химию другим наукам.
- Когда я училась в школе, в моем классе все любили химию, наш класс был математический, но у нас был замечательный учитель химии Любовь Егоровна Бражник, кстати, она до сих пор работает в школе №1015. Она сумела привить любовь к своему предмету многим своим ученикам - девять моих одноклассников окончили вузы, где химия была основным предметом. Я окончила в 1991 году Московский технологический институт пищевой промышленности по специальности «инженер-технолог кондитерского производства». Но, к сожалению, в 1991-м распался и прекратил свое существование Советский Союз, наступили тяжелые времена - закрывались предприятия и научно-исследовательские институты. Встал вопрос, куда идти работать, и единственным местом, где можно было найти работу, оказалась школа. Так что изначально это был не мой выбор. Я получила второе высшее педагогическое образование. Думала тогда, что пришла в школу на время, а задержалась навсегда.
- Вы организовали сбор пластика для акции «Добрые крышечки», расскажите, пожалуйста, с чего все началось.
- Все началось со станции юннатов, есть такое замечательное место у метро «Динамо» (улица Юннатов, стр. 13), там находится детский экологический центр. На опытных участках ребята учатся выращивать растения и ухаживать за ними. На станции много животных. Там живет 13 больших водных черепах, которые зимой находятся в здании, а летом их выпускают в открытый водоем. Там живут и кролики, и шиншиллы, и попугаи, и белки, и хомяки, и другие животные. Я очень люблю это место, и однажды, находясь там на экскурсии, я увидела рядом с контейнерами, куда жители района Савеловский приносят различное вторсырье (макулатуру, батарейки, пластиковые бутылки), объявление о проведении эколого-благотворительной акции «Добрые крышечки» - волонтеры организовали такой проект по сбору пластиковых крышечек для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Прочитала, заинтересовалась, прониклась и решила организовать сбор крышечек в нашей школе.
- Каких успехов вам удалось достичь за время работы в школе?
- Я не знаю можно ли это назвать успехом, моей главной задачей было заинтересовать ребят. Думаю, самое важное для учителя - это не только выпустить узких специалистов, которые хорошо знают физику, химию и математику, но и воспитать хороших и добрых людей. Вот главная задача акции «Добрые крышечки» - это привить ребятам доброе отношение к природе, понимание того, что надо относиться к природе с любовью, надо ее любить и защищать. Мы же знаем, что пластик в природе не разлагается, нет в природе веществ, способных разлагать пластмассы, поэтому, когда мы выбрасываем пластик просто на свалку, он будет лежать там много лет... Выбросил мусор, машина увезла его на свалку, а что дальше с ним происходит, мало кого интересует. Моей задачей было рассказать детям про опасность, которую таят в себе полимеры, и приучить их собирать мусор раздельно, как это делают во многих европейских странах. А в проекте «Добрые крышечки» есть сочетание доброго, бережного отношения к природе и пробуждения желания помочь к тем, кто нуждается в помощи. Эта акция помогает детям с ограниченными возможностями здоровья - на вырученные от переработки пластика деньги покупают детские инвалидные кресла. Надеюсь, что у меня получилось это объяснить, потому что большинство ребят включились в эту акцию. Мы до сих пор начиная с марта собираем крышечки, каждый день ребята их приносят, включились в акцию и наши детские сады, и начальная школа. Все вместе мы уже собрали 230 пятилитровых бутылок этих крышечек и продолжаем собирать. Я считаю, что это достойный результат.
- С какой целью в кабинете химии на подоконнике появились ящики с огурцами?
- В нашей школе в старших классах есть профильное образование: ученики 10-х и 11-х классов выбирают себе направление - три предмета, которые они изучают углубленно. На их изучение выделяется больше учебных часов, каждый ученик нашей школы в 10-м классе должен выполнить исследовательскую или проектную работу по одному из предметов. Для учащихся, которые выбрали и химию, и биологию, мы предложили такую тему исследовательской работы, которая объединила бы эти две науки. Мы выращиваем огурцы, используя традиционный способ и гидропонику. Гидропоника - это выращивание сырья на питательных растворах, которые готовят в лаборатории, смешивая в нужных пропорциях минеральные соли.
В Интернете много информации по данной теме: одни утверждают, что это идеальный способ выращивания овощей, потому что нет никаких вредителей и болезней, нет плесневых грибов, якобы растения поглощают столько минеральных солей, сколько нужно, но противники гидропоники утверждают, что растения поглощают из питательного раствора нитраты в огромном количестве и что такие плоды опасны для человека. Поэтому цель нашего исследования - вырастить огурцы от семян до плодов, определить количество нитратов в них и таким образом узнать, безопасна ли эта методика для человека.
- И как чувствуют себя огурчики в школьном кабинете? Как продвигается опыт?
- Опыт продвигается не так быстро, как хотелось бы, поскольку мы не учли, что для выращивания огурцов не очень подходит такое время года, как октябрь - декабрь. Конечно, такой опыт лучше проводить в теплый сезон, когда длинный световой день, а сейчас самые короткие дни, и нашим огурцам не хватает солнечного света, да и в помещении не слишком тепло для такого растения, как огурец. Поэтому мы решили подстраховаться, если наши огурцы не вырастут (хотя завязи уже есть), и посадили еще салат. Если не получится с огурцами, проведем это исследование на листьях салата.
- Какие еще интересные проекты выполняют ребята под вашим руководством?
- Ведется работа над проектом «Неньютоновская жидкость» - это такая жидкость, вязкость которой зависит от градиента скорости.
Мы готовим эту жидкость и изучаем ее свойства. Стоит взять ее в руки, она начнет тянуться, а стоит положить на стол - растечется тонким слоем. А если скатать это вещество в шарик и бросить в стену, он отскочит, как упругий резиновый мячик. Мы сейчас работаем над применением жидкости с такими интересными свойствами.
Также ведется работа над проектом «Химия в криминалистике». С помощью разных химических реакций нужно будет определить, присутствует ли во взятом образце кровь.
- Скажите, многие ребята интересуются сегодня химией, хотят связать с этой наукой свое будущее?
- Все дети разные: одного интересует химия, другого - английский язык, третьего - история и обществознание... Я стараюсь заинтересовать каждого ребенка, даже если он гуманитарий и химия ему дается с трудом. Пытаюсь разнообразить уроки, чтобы это были не только сухие уравнения, - подбираю видеофрагменты из различных научно-популярных передач, документальных фильмов, сейчас для этого в школе, к счастью, все есть - и интерактивная доска, и компьютер, и Интернет. Нахожу интересные факты из жизни ученых, из разных областей знаний, делюсь собственным опытом.
Каждый выпускник школы должен знать, какие вещества его окружают в мире и как безопасно использовать их в повседневной жизни.
- А вам в школе нравилась химия?
- Когда я училась в школе, я любила математику больше, чем химию. Знание математики помогает мне при подготовке учащихся к олимпиадам по химии. Мой ученик Иван Шматин стал победителем Московской олимпиады по химии, он набрал максимальное количество баллов, а последнее, шестое, задание олимпиады сделал лучше, чем предложил автор задания, то есть знание математики очень помогает при решении сложных задач.
- А что, на ваш взгляд, самое сложное в профессии учителя?
- Самое сложное, наверное, почувствовать каждого ребенка, его потребности и возможности и постараться сделать так, чтобы каждому было комфортно на твоем уроке, чтобы он хотел прийти к тебе на урок и чтобы ему было интересно. Детей с высокой мотивацией заинтересовывать не надо, они и так мотивированы на результат, а есть дети с низкой мотивацией, которые не хотят учиться, и нужно стараться, чтобы каждый учащийся нашел для себя что-то новое на уроке. В работе с мотивированными детьми нужно самой всегда быть на высоте. Такие учащиеся задают вопросы на самые разные темы, и, чтобы давать достойные ответы, учитель должен учиться всю жизнь, не прерываясь ни на один день, ни на одну минуту.
- Огурцы на подоконнике - это не единственный «огород», за которым вы ухаживаете?
- Мы живем в Москве, я люблю свой город, и мне хочется, чтобы он был красивый и цветущий. Вот я и решила разбить клумбы вокруг своего дома. На клумбах цветут и ромашки, и подсолнухи, и бархатцы, и турецкая гвоздика, и ирисы, и лилии, и астры нескольких сортов. А камни для своих клумб собирала по всей Москве и Московской области.
- Может, вы ухаживаете за клумбами не только у своего дома, а где-то еще?
- Я бы, наверное, ухаживала за всеми клумбами, если бы у меня было больше свободного времени!
А вот если вижу где-то мусор, убираю его всегда, хожу убирать набережную Новикова-Прибоя, делаем это и вместе с ребятами. Ездили с учениками и в Серебряный бор убирать мусор, там как-то раз собрали 60 мешков мусора, нам даже благодарность дали от администрации Серебряного бора. Мусор собираю всю жизнь, если иду в лес, мимо мусора пройти не могу, если под какой-то елочкой увижу пакеты, пластиковые бутылки, я, конечно, их соберу и донесу до ближайшего контейнера.

Екатерина ФИРСОВА,
ученица 7-го «А» класса, корреспондент студии «Телевидение школы №1515»