Во-вторых - наличие двух этапов отчетности по выполнению проекта. На первом этапе учащийся представляет детальный обзор литературы по теме, обозначает проблемную ситуацию, цель и задачи работы, предлагает методы, которые будет использовать при выполнении практической работы. Второй этап отчетности заключается в представлении результатов исследования или проектного продукта. Цели реализации такого подхода: обсуждение проекта даже на этапе постановки цели и задач позволяет автору работы всесторонне проанализировать текущие результаты и перспективы работы, предварительная защита позволяет руководителям расширить возможности промежуточного контроля, а свободная дискуссия, в которой находятся автор и слушатели, максимально соответствует современной модели научных коллективов, бизнес-моделям.
Для достижения образовательной цели на базе школы была создана конвергентная лаборатория, в которой учащиеся могут выполнять проектные и исследовательские работы. Проектная мощность лаборатории предполагает выполнение сложных работ высокого уровня. С использованием лабораторного оборудования, поставленного в рамках городских проектов, возможно выполнение комплексных работ по микробиологии (культивирование микроорганизмов, приготовление фиксированных препаратов, микроскопия с возможностью цифровой фотосъемки), биотехнологии (трансформация бактериальных клеток, электрофорез нуклеиновых кислот), экологии (мониторинг экологического состояния окружающей среды, к примеру, содержание CO2, SO2), физиологии (оценка функционального состояния систем организма).
Требования к научному содержанию исследований и сложности проектов учащихся школ растут с каждым годом. Превосходное техническое (приборное) оснащение школьных лабораторий позволяет выполнять на их базе работы очень высокого уровня. Однако именно это диктует необходимость более тесного сотрудничества с вузами и профильными научными лабораториями. Интересно отметить, что в нашей практике известен и случай, когда, начав работу в школьной лаборатории в области фармацевтики, после поступления в профильный вуз автор продолжил исследования по этой теме и участвовал в научных конференциях, организуемых вузом. Возможно, такой пример наиболее полно раскрывает потенциал проектного и исследовательского обучения в школе. Несмотря на наличие этапа коллективного обсуждения на стадии представления промежуточных результатов работы, формирование социальных и коммуникативных компетенций учащихся реализуется не в полной мере. На сегодняшний день в нашей практике большую часть времени учащийся проводит в непосредственном общении с руководителем. Само название предмета «Индивидуальный проект» подразумевает одиночную работу над проектом или исследованием. Среди ближайших задач в развитии направления проектной и исследовательской деятельности в Курчатовской школе мы также видим привлечение специалистов из организаций-партнеров к проектно-исследовательской работе в целях повышения конкурентоспособности работ на конференциях. И уже в этом году наши ученики медицинских классов выполняют сложные исследовательские работы под кураторством врачей 52-й больницы.