Сейчас существует много разного рода пособий и методик, предлагающих с помощью игры освоить практически всю программу начальной школы. Помимо дошкольного и начального школьного образования принцип совместимости игры и обучения стал распространяться и на обучение в старших классах. Появилось много новых игровых способов и методов обучения, ориентированных на отдельные учебные предметы. Так, широко известен игровой метод обучения иностранному языку детей и взрослых. Но он либо не применим для детей 16-18 лет, либо не подходит для уроков информатики. Кроме того, имеются научные исследования, посвященные принципам создания и использования дидактических игр по информатике. В то же время необходимо дальнейшее изучение возможности интеграции учебно-игровой и учебно-познавательной деятельности в процессе обучения информатике для развития познавательной активности старшеклассников. Проблему усугубляет отсутствие научно обоснованных подходов к формированию и использованию игр по информатике как средства развития познавательной активности школьников в старших классах (10-11-х классах).
Как-то на уроке мы с учениками 10-го класса прочитали рассказ, это заняло не больше 10 минут:

«Мы живем в удивительное время.
Фраза: «Вчерашний школьник учит банкиров, как вести банковский бизнес» еще недавно была бы несмешной шуткой. Но сейчас это реальность.
Виталий Бутерин - российский программист из Коломны - в 19 лет придумал концепцию мирового компьютера, которая заинтересовала крупные мировые компании, в том числе десятки банков. Эта концепция может скоро поменять все наши представления о деньгах, поэтому стоит внимательно к ней присмотреться.
Но начнем с истории самого Бутерина, которая удивительна сама по себе и содержит много ценных подсказок об успехе в современном мире.

Деньги из компьютера
Виталий Бутерин родился в Коломне в 1994 году. В шесть лет он переехал с родителями в Канаду.
С детства Виталия привлекал компьютер, и несколько лет он активно играл в сетевую игру World of Warcraft.
В десять лет Виталий получил в подарок от отца несколько книг по программированию. Уже в 12 лет Виталий изучил язык C++ и стал писать программы. В 17 лет Виталий узнал от отца о криптовалюте биткоин.
Виталий написал несколько статей и получил оплату биткоинами. Первые цифровые деньги он потратил на футболку. Это был интересный опыт: обменять что-то эфемерное на что-то материальное.
После школы Виталий поступил в университет, но цифровые деньги так заинтересовали Бутерина, что он бросил университет и занялся самообразованием.
Изучая биткоин-проекты, Виталий писал статьи о них. К моменту создания своей идеи уже он написал более четырех сотен статей.
Виталий стал ездить по всему миру и посещать центры, где разрабатывались биткоин-проекты. Накопив значительный объем знаний, Виталий пришел к следующему выводу: цифровые деньги сами по себе - это просто повторение реальных денег. Пользы от них не очень много. Гораздо лучше поменять саму концепцию денег.
И дальше, в свои 19 лет, он сформулировал главную идею, которая обещает перевернуть мир денег: будущее за всемирным компьютером, который заменит всю банковскую систему и сам будет следить за всеми финансовыми операциями.
Этот компьютер, или, говоря умным языком, платформу для создания децентрализованных онлайн-сервисов, он назвал «Эфириум» (Ethereum).
Любой программист может написать программу для «Эфириума», которая будет выполнять финансовые транзакции любого рода. Главное достоинство - эти транзакции невозможно будет взломать или подделать. Система использует технологию блокчейн, которая хранит всю историю операций.
Ключевой фишкой «Эфириума» являются так называемые умные контракты (Smart contract). Идея в следующем.
Представьте себе, что вы хотите продать матрешку покупателю из Австралии. Цифровые деньги можно перевести мгновенно, но как австралийцу убедиться, что вы его не обманете с матрешкой?
В «Эфириуме» это сделать очень просто. Вы заключаете умный контракт, и австралиец переводит цифровые деньги не прямо вам, а в специальный кошелек. Снять деньги с этого кошелька теперь не может ни он, ни вы. Как только австралиец получил матрешку, то он высылает вам ключ от этого кошелька.
Платформа «Эфириум» сначала использовала биткоины, но в дальнейшем Виталий предложил свою валюту - эфир (Ether). Сокращенно: ETH.
Итак, Виталий придумал интересную идею. Что же произошло дальше?

Взлет эфира
Самый быстрый способ финансовой поддержки любой идеи - это краудфандинг, то есть сбор денег в Интернете. Автор описывает идею и предлагает всем желающим ее спонсировать.
В 2014 году Виталий начал сбор средств на «Эфириум». Результат превзошел все ожидания. За 42 дня проект собрал 18000000 долларов!
Виталий собрал команду и приступил к работе. Проект разрабатывался сразу на трех языках программирования: Gogo, Python и C++. Чтобы избежать подозрения в любых махинациях, код «Эфириума» открыт и доступен всем желающим. Чтобы увидеть код, достаточно зайти на страницу Ethereum на сервисе Github и нажать кнопку Fork.
В 2015 году проект «Эфириум» стартовал. Он вызвал колоссальный интерес. В отличие от биткоина, с которым до сих пор неизвестно, кто его придумал, «Эфириум» полностью открыт и его разработчики готовы к диалогу.
Крупнейшие компании мира решили поддержать проект. Партнерами «Эфириума» стали Microsoft, Credit Suisse, Royal Bank of Scotland, Bank of America, Deutsche Bank и еще более 40 банков.
Какие именно технологии нас ждут в ближайшее время, сказать трудно. Слишком быстро все развивается. Уже сейчас разработаны сотни приложений для «Эфириума», и постоянно пишутся новые.
В июне 2017 года рыночная капитализация «Эфириума» перевалила за 20 миллиардов долларов. То есть за три года проект удесятерился!

Результат осмысления прочитанного и комментарии были на удивление положительными:
- Это важно, так как многие родители считают, что детям надо запрещать компьютерные игры. На самом деле игры - это отличный вход в компьютерный мир.
- Как видите, программистом можно стать в очень раннем возрасте.
Обратите внимание, что отец активно поддерживал сына и держал его в курсе IT-новостей.
- Технологии меняются так стремительно, что университеты за ними не поспевают. Современное образование - это, главным образом, самообразование.
- Идеи в пустую голову не приходят. Он реально стал мировым экспертом по биткоинам.
- Мы живем в мире, где для того, чтобы стать мультимиллионером, нужны всего лишь хорошая идея и месяц ожидания.
- Это примета нашего времени - любая интересная идея моментально привлекает деньги со всех сторон. Что нас ждет дальше? Пока не ясно, но ведь IT-технологии входят в нашу жизнь очень быстро. Еще недавно мы ничего не слышали про андроид, Фейсбук, скайп и многое другое, что сейчас является частью нашей повседневной жизни. Мы можем поучаствовать в этой технологии или придумать что-то свое, еще более революционное.
У обучающихся был заметен интерес к IT-технологиям. Они стали задавать больше вопросов, многие стали ходить на дополнительные курсы по программированию, робототехнике, МПС и 3D-моделированию.

Иван РУЗИН,
педагог дополнительного образования школы №1560 «Лидер»