Широкое использование ИКТ, доступность больших объемов информации, сыплющейся со всех сторон, создали серьезные проблемы в школьном образовании. Школа и учитель потеряли позицию исключительного источника новых знаний и априорного безоговорочного авторитета. Если раньше дети бесконечно задавали родителям и учителям вопросы «почему?», «что это?», «как это работает?», то теперь им проще нажать несколько кнопок в любом гаджете (смартфон, планшет) и получить исчерпывающий ответ не только в виде текста, но и иллюстрацию, видеоролик, ссылки на другие статьи...
Перед современным образованием стоит очень серьезная проблема: зачем нужен учитель при наличии Интернета?
Мы хотим, чтобы наши ученики воспринимали нас действительно как учителей в широком смысле слова, то есть не просто как людей, знающих на данном этапе развития детской личности больше, но и задающих направления их развития, обучающих умению ориентироваться в мире знаний. Чтобы ученики стремились идти на урок и заинтересовывались предметом, уже недостаточно быть талантливым педагогом, профессионалом в своем предмете. Необходимо уметь, знать и демонстрировать то, что учащиеся еще не умеют и не знают. В том числе очень важно использовать современные информационные технологии, иногда недоступные ученикам дома, и быть в курсе новейших методов обучения и использовать их на своих уроках.
География - уникальный предмет, только на уроках географии можно за 45 минут оказаться во льдах Антарктиды и в джунглях Амазонки, на вершине Эвереста и в Марианской впадине. География - единственная наука, которая комплексно изучает абсолютно все объекты на планете Земля и может служить связующим звеном между другими школьными предметами и науками. Но у сегодняшней географии есть много проблем. Постепенно география в школе стала «второстепенным» предметом, ученики не воспринимают географию как науку, причем науку очень древнюю (термин «география» ввел древнегреческий ученый Эратосфен еще в III веке до нашей эры), комплексную, имеющую свои законы, научную терминологию и методы изучения. И по сути, знания, полученные в школе на уроках географии, применяются абсолютно всеми на протяжении всей жизни. Ведь, слушая новости, путешествуя, знакомясь с новыми людьми, мы постоянно сталкиваемся с географией. Поэтому перед учителем географии стоит очень сложная задача: как заинтересовать ребят, как научить мыслить комплексно, как преподнести школьную программу так, чтобы эти знания могли быть использованы на практике в обычной жизни.
И как раз в тот момент, когда учитель географии начинает понимать все эти проблемы и мог бы опустить руки, появляется выход из этой тяжелой ситуации. Выход подсказывают современные дети: вместо школьного атласа они ищут ответы в электронных атласах в Интернете, вместо компаса они открывают GPS-приложения в мобильных телефонах, вместо расчета расстояния между двумя пунктами с помощью линейки и масштаба карты они открывают картографические программы или геоинформационные системы онлайн, отмечают объекты, и программа сама рассчитывает длину маршрута и точно показывает координаты.
А сколько новых возможностей открывается, когда на уроках демонстрируются снимки Земли из космоса! Наша планета перестает быть плоской поверхностью, Земля предстает во всей своей красоте и многообразии с морями и океанами, лесами и пустынями, циклонами и лесными пожарами. Каждому хочется увидеть свой дом, проложить маршрут до школы, посмотреть, как выглядит из космоса тот пляж, на котором летом купались. У каждого человека свой собственный интерес к нашей общей планете. Оказывается, что на космических снимках информации значительно больше, чем на картах, и она по-настоящему актуальная. А как интересно создавать свои собственные карты и делиться ими с одноклассниками! Но, кроме развлечений, ГИС можно использовать и для социальных проектов, например, экологического мониторинга территории, для исследовательских работ (в качестве источника информации и иллюстрации полученных результатов), для создания своих собственных интерактивных энциклопедий по предмету (география, история, литература). Именно с помощью этих технологий достигается столь важная сейчас взаимосвязь различных наук и областей знаний и метапредметность.
Таким образом, информационно-компьютерные технологии на уроках географии позволяют перевести этот предмет из «второстепенных» в «передовые». И очень важно, чтобы учитель-географ был в курсе новейших методов, оборудования и программного обеспечения, умел ими пользоваться, использовал на уроках и учил этому учеников. Еще лучше, если учителю удастся «обогнать» современных детей, продвинутых с точки зрения ИКТ. Это позволит учителю вернуть утраченные позиции наставника, консультанта, источника новых знаний. Именно у географа таких возможностей бесконечно много.
Конечно, сделать это непросто. Многим не хватает времени, нет желания, нет специального оборудования. Но мне очень повезло. В моем кабинете есть технические средства, есть программное обеспечение. У меня есть огромное желание привить ребятам любовь к географии. И самое главное - у меня есть замечательные любознательные ученики!

Анна ЛОКШИНА,
учитель географии и экономики школы №1522 имени В.И.Чуркина, кандидат географических наук