Мне хочется рассказать о сельской школе, о том, как развивалась и развивается история муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Руэмская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий Эл, основные ее вехи.
В октябре 2018 года Руэмская школа отмечает 100-летний юбилей. Следуя архивной справке, школа была открыта в деревне Крутой Овраг в 1918 году. К 60-м годам здание школы обветшало, и 2 октября 1969 года открылось новое здание Руэмской школы.
Наша школа - это первая школа в районе - школа-комплекс; это первая школа, где появилась производственная бригада, это школа, которая имела свое подсобное хозяйство. Здесь впервые в республике был открыт лагерь труда и отдыха на период летних каникул.
С 1982 по 1984 год школа была постоянным участником ВДНХ в Москве, награждена бронзовым, золотым и серебряным значками ВДНХ.
Школа всегда славилась высокими показателями в учебе, и 23 года подряд, начиная с 1971 года, в ней проводился слет отличников и ударников.
Славилась школа и своими спортсменами. Хоккейная команда «Рубин» неоднократно становилась победителем районных и республиканских соревнований. В начале семидесятых годов в школе появились первые борцы вольного стиля. На базе школы ежегодно с 1978 года проходят межрегиональные соревнования по дзюдо - виду спорта, который берет начало на территории республики именно в Руэмской школе. В 80-е годы получили развитие спортивное ориентирование и туризм. Команда была одной из лучших в районе и в республике. Были организованы походы на Северный Кавказ, на Кольский полуостров. О некоторых формах работы Руэмской школы был снят киножурнал «Между Волгой и Уралом» (раньше такие киножурналы показывали в кинотеатрах перед началом фильма).
Проходят годы. Многое меняется вокруг. Меняются духовные ценности и экономические условия, что влечет за собой вызов современному образованию. Возникают новые вопросы, которые необходимо решить.
Являясь с 1 сентября 2012 года пилотной площадкой по введению федеральных государственных образовательных стандартов в Республике Марий Эл, Руэмская средняя школа подошла к периоду, когда ФГОС реализуются уже на уровне среднего общего образования. Как пилотная площадка школа старается аккумулировать теоретические и наработанные практикой знания педагогами района, республики в период проведения научно-практических конференций, таких как «Система оценки планируемых результатов», «Формирование универсальных учебных действий на уроках марийского языка», «Правовое воспитание и профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», «Правовое просвещение родителей. Формы и методы работы», «Учителями славится Россия».
Идет постоянный активный поиск ответов на вопросы: Что понимать под развитием и балансом целей сегодня? В чем смысл индивидуальной образовательной траектории? Какие возможности есть у школы, в которой нет параллелей, нет стандартного деления на профили в 10-11-х классах? Как решить вопросы подведения итогов обучения на основном уровне и одновременно не упустить переходный этап к среднему звену, где становятся особенно важными проблемы правильного выбора профессии, умения адаптироваться в социальной среде в соответствии с развитыми необходимыми компетенциями.
Если кадры решают все, то каковы же возможности Руэмской школы сегодня? В нашем случае это победители и лауреаты конкурсов профессионального мастерства - 47,5% - разных уровней. За последние 3 года более 12% стали лидерами международных олимпиад для педагогов; 18% - победителями и призерами всероссийских конкурсов лучших авторских публикаций, детских литературных работ, «Битва инноваций»; 12,1% - соискатели на грант Президента РФ, 50% из которых победители; более 80% - авторы статей и заметок по вопросам внедрения современных образовательных технологий.
Если говорить о возможностях материально-технической базы школы, то школа соответствует требованиям стандарта и требованиям санитарных правил и норм. Хотя, конечно, и нам нужно новое оборудование.
Школа с 1 сентября 2016 года вступила в Российский образовательный проект «Школа цифрового века», за счет которого получила доступ к электронным учебникам от ведущих издательств, методическим и психолого-педагогическим вебинарам и видеолекциям, к предметно-методическим журналам, ежедневной подборке новостей образования, модульным и дистанционным образовательным ресурсам для повышения профессионального уровня педагогических работников, к сертифицированному повышению квалификации.
Да, мы не стоим на месте - многое изучается и многое внедряется в учебно-воспитательный процесс для дальнейшего развития образования. Но спектр индивидуальных образовательных траекторий, который может предложить учащимся только наша, к примеру, школа, сегодня недостаточен. В целях внедрения эффективных моделей управления, усиления роли в социально-экономическом и культурном развитии школа заключила соглашение со школой №138 Москвы, вступив в ассоциацию «Менторы столичного образования». Думаем, что участие в этом проекте станет настоящей опорой в решении многих вопросов, в том числе и вопросов осуществления преемственности и развития при реализации ФГОС как в переходный период с основного уровня обучения на средний, так и во всех остальных случаях.
Система образования, на которую возложена обязанность подготовки нового поколения к жизни в информационно перенасыщенной среде, вынуждена пересматривать образовательные идеалы прошлого, выдвигая задачи, соответствующие новым потребностям. Новое поколение образовательных стандартов, обновленное содержание образования определяют поиск интенсивных путей организации учебного процесса.

Юлия ХАРУЖИНА,
директор Руэмской школы