«У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?»
Невольно вопросы роятся в голове, пытаюсь взвесить все «за» и «против». Маяковский снова разбередил душу. Вопрос пока стоит немного иначе, но от этого не легче... «Где учиться мне тогда?»
Сегодня возможностей учиться великое множество: в школах, техникумах, училищах, колледжах, институтах, университетах, академиях; очно-заочно; дома, в другом городе, в другой стране...
Размышляя, читаю о школах, спрашиваю знакомых, прислушиваюсь к детям, которые не понаслышке знают об обучении за рубежом, интересно взглянуть их глазами.

Олег:
«...я переехал жить в Австрию, в связи с тем что европейское образование ценится на много больше, чем российское. На самом деле это весьма странно, ведь дети там не столь сообразительны и работоспособны, как в России. Я планирую здесь  продолжить  свое образование.
В Австрии обучение  длится 12 лет: первые 4 года начальной школы, потом есть выбор поступать либо в среднюю школу либо в гимназию, в которой  обучение идет уже до 12-го класса. Еще одна особенность их школ в том, что после первых четырех классов ученик попадает опять в первый класс и учится до восьмого (двенадцатого) класса.
Уроки здесь начинаются в 8 часов. С прогулами все намного строже. Если учащийся не принес записку, объясняющую его отсутствие на уроке в течение последующей недели, то отсутствие считается неоправданным. Таких отсутствий может быть максимум тридцать в году (тридцать часов). Эти неоправданные отсутствия влияют на твою оценку за поведение, из-за которой можно остаться на второй год (в Австрии считается нормальным оставаться на второй год). Намного сильнее здесь дают иностранные языки, например, в английском учат не, как в России, грамматику, а увеличивают словарный запас и очень много разговаривают  на уроках.
В связи с тем что я раньше уже учился в Австрии, у меня трудностей почти не возникло. Мне приходится догонять французский. Мой класс сейчас учит его уже второй год. Есть некое недопонимание их школьной системы, в которой есть музыка, религия, но нет литературы, истории (чередуется каждый год с географией), разделения между алгеброй и геометрией (у них просто математика)».
Лиза:
«В наше время образование за рубежом очень популярно. Я бы хотела поделиться своим опытом обучения за рубежом, а именно в США. Почему именно Соединенные Штаты? Я вам отвечу. Обстоятельства сложились так, что возможность уехать была именно в эту страну   на год. Могу сказать, что это, безусловно, огромный опыт. Но, отправляя свое чадо получать образование за границей, вы должны четко понимать, что и к чему, какие цели вы преследуете, что в итоге хотите получить и как применить это в будущем. Вы должны учесть все факторы, которые так или иначе могут повлиять на уровень образования. Проще говоря, вы должны выбрать лучшее, если есть такая возможность и позволяют финансы.
В Соединенных Штатах Америки школьное образование сильно зависит от штата. Как и везде, какой-то штат или район считается более богатым и благополучным, какой-то - менее. К тому же существует огромная разница между обычной школой public school и частной private school.
Я училась в частной школе. В классе в среднем человек 7-10. Поэтому уроки, можно сказать, получаются индивидуальные. В американской системе образования ты не должен изучать все предметы (но я должна оговориться, я имею в виду учебу в старшей школе - 9-12-е классы). У учащегося есть право выбора, то есть существуют обязательные предметы, например математика и английский, а остальные предметы, такие как физика, химия, биология и другие, можно брать курсами в зависимости от того, что учащемуся необходимо для поступления в университет или просто представляет больший интерес. Это позволяет углубиться в предмет и более досконально его изучить.
Кроме того, у ученика остается время на дополнительные занятия. Существуют всевозможные кружки. Например, спортивные, изобразительные, театральные, хор и многое другое.
Хочу сказать отдельно о театре. Все это было достаточно профессионально. Продавались билеты, создавались прекраснейшие декорации, приглашались все родители и ученики, иногда приезжали даже гости из соседних городков.
Также начиная с 11-го класса много времени посвящается знакомству с различными университетами, на это порой отводились целые уроки (не дополнительные, а в рамках учебного процесса). Плюс ко всему мы постоянно посещали различные университеты и встречались с преподавательским составом.
Кроме того, в школе хорошо организовано питание для учеников. На ланч отводилось полчаса. Большой выбор блюд и хорошая возможность отвлечься от уроков и немного передохнуть.
Но все это я говорю о частной школе. Конечно, учеба в такой школе сильно отличается от учебы в обычной школе, которую мне удалось посетить. Могу сказать сразу, формы нет, дисциплина оставляет желать лучшего, да и многие учителя странноватые. Но за один день нельзя определить, хорошо преподают в школе или нет».
Даша:
«Уже два месяца я живу и учусь в Германии. Я переживала, что могут возникнуть сложности из-за языкового барьера, ведь вокруг меня не будет людей, говорящих на моем родном языке. Я знала, что мне придется жить в интернате, где помимо меня будет много студентов из разных стран, где свои традиции и своя культура.
Но довольно быстро я поняла, что все мои опасения были напрасны. Все, кого я встречала, были очень доброжелательны и отзывчивы, сразу рассказали мне о важных вещах в интернате и провели экскурсию. Сейчас же я могу назвать людей, живущих вместе со мной, своей второй семьей, в интернате я нашла действительно хороших друзей, которые, как мне кажется, останутся со мной надолго. В моем классе все отнеслись ко мне хорошо, ведь школа, в которой я учусь, интернациональная, и для ее учеников одноклассник из другой страны - нормально.
Основное отличие от нашей школы, с которым я сразу же столкнулась, - это то, что каждый ученик сам выбирает предметы, которые он хочет изучать. Я считаю, что это правильно. Ребенок, который уже точно определился, что в будущем он хочет стать врачом, может не изучать историю, которая его совсем не интересует, а будет уделять должное внимание химии и биологии.
Сама же школьная жизнь очень насыщенна: постоянно проходят различные концерты, мастер-классы.
Я считаю, что цель, которую я преследовала (повышение уровня знания языка), будет достигнута в ближайшее время, и это для меня действительно важно, ведь наличие хорошего знания иностранного языка увеличивает мои шансы поступления в хороший вуз».
Георгий:
«Через несколько месяцев обучения в Германии я могу сделать некоторые выводы.
Преподавание царицы наук - математики -  в России намного лучше, также и физики. Любой наш одиннадцатиклассник ничем не хуже учителя физики или математики разбирается в этих предметах. В Германии мне нравятся уроки естествознания и физкультуры из-за шикарного оснащения кабинетов и спортзала, где есть практически все. Что касается родного языка, я считаю, что мы учим свой язык тщательнее, чем они свой. Не раз в голове всплывали слова Тургенева: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык...»
Доверия к ученику в немецкой школе больше, чем в русской: преподавателю достаточно просто поинтересоваться наличием домашней работы, тот всегда ответит правдиво.
Хочется отметить немецкие дисциплину, аккуратность, послушание, четкость и пунктуальность. Кстати, пользоваться телефонами ученикам нельзя даже на перемене, лишь в исключительных случаях и в специальном зале.
На уроках всегда абсолютная тишина. Хотя, по-моему, интереснее и продуктивнее уроки проходят в неформальной обстановке.
Поездка в Германию дала мне большой опыт. Я узнал много нового, но в одном я уверен: российское образование - лучшее!»
Гошина последняя фраза пробудила нотки патриотизма! На ближайшие годы судьба моей девочки предопределена. А дальше, верю и надеюсь, наше российское образование будет самым лучшим, без вопросов и сомнений!

Елена АШМАРИНА,
учитель русского языка и литературы немецкой
школы №1212