Ни для кого не секрет, что подростки поколения гаджетов и социальных сетей могут часами пролистывать яркие картинки в телефоне, бесцельно бродить по виртуальной сети, теряя при этом зрение и драгоценное время. Все ведь начинается с детства, когда родителям удобно, что ребенок занят чем-то, не мешает, играет в телефоне в примитивную игру или смотрит мультфильм. Раньше это самое время мы проводили за книгой, разглядывая иллюстрации, читая с бабушкой захватывающие приключения Незнайки и его друзей.
В общем, бьем тревогу, уважаемые учителя литературы. Если не мы, то, похоже, никто. Включаем свое воображение и пытаемся выстроить уроки литературы таким образом, чтобы это было интересно, модно и современно.
Первый шаг - сам процесс изучения. Можем начать прямо с чтения на уроках. Некоторые не возьмут книгу в руки даже после пламенной речи учителя об актуальности тематики, своеобразии героя, поэтому надо дать зацепочку к дальнейшему развитию. Да, можем потерять много времени, да, можем отстать от планирования, зато мы не отстанем от самого главного - нравственного становления каждого ребенка.
Следующее, что стоит сделать, - это поощрить умение мыслить нешаблонно и отвратить от простых и готовых решений. У детей это прекрасно получится: их слушают, принимают точку зрения, есть возможность поспорить - уже полдела сделано, мы привлекли их внимание насущными проблемами и вопросами, которые они зачастую даже родителям не расскажут, а мы дадим им такую возможность через призму литературы.
Третий пункт самый важный: как не растерять по дороге наш клад - искры в детских глазах, активность и стремление к саморазвитию? А вот здесь уже методика подключает нашу фантазию, креативность и оригинальность. Одной из идей, реализовавшейся у меня в работе, стала скетч-технология наблюдения за произведением. Что это? Sketch - «эскиз», «набросок», «зарисовка», так переводится это слово, взятое из области живописи. Цель такой зарисовки в литературе - создание кратких заметок, с помощью которых можно быстро вспомнить то, что запомнилось, что показалось главным в произведении. Создать скетч может любой, для этого не требуются какие-то особенные художественные способности. Следуем простым пунктам:
1. Прочтение произведения.
2. Выделение ключевых понятий, концептов, отбор материала, сцен, черт характера героя.
3. Продумывание и схематичное изображение на бумаге скетча.
Это визуальное мышление: выделить главное в тексте, поймать и перенести на бумагу важный момент, воспроизвести сюжетную линию. Сейчас продается огромное количество скетч-буков - это обычные альбомы для набросков, которые обязательно имеет каждый художник, дизайнер. Для учеников это станет книгой самовыражения, отрывом от шаблона тетради, творческой мастерской мысли.
Если вспомнить А.С.Пушкина и его рисунки на полях черновых работ, то это и есть скетч для читателя, он хотел донести до нас образы своих героев в его видении. Вот так мы опять доказываем себе мысль о том, что все новое - это хорошо забытое старое.
 
Юлия МИХАЛЕВА,
учитель русского языка и литературы школы №123, магистрант 2-го курса Московского городского педагогического университета