Но довольно быстро стало понятно, что это не случайно: к обсуждению была предложена тема, которая одинаково важна для всех образовательных учреждений Москвы, тема, требующая комплексного подхода, широкого обсуждения, общей открытой дискуссии. Педагогов попросили выдвинуть свои предложения по разработке механизмов реализации Стратегии развития столичного образования-2025, озвучить свои вопросы и возможные опасения.
Директор школы №2070 О.Н.Афанасьева подробно рассказала педагогическому коллективу о новой стратегии, обратила наше внимание на ключевые аспекты новой концепции развития образования. Уже в первой части педагоги с интересом слушали разъяснения, поэтому неудивительно, что обсуждение как в группах, так и на этапе представления результатов получилось бурным и активным. С большим энтузиазмом включился в общую дискуссию и председатель управляющего совета нашей школы  С.Е.Тарараев.
- Воспитать личность, способную принимать решения, развивать эти решения и уметь их реализовать - вот чего мы, родители, ждем от вас, - сказал он.
В процессе проектной работы группа, разрабатывавшая направление «ПОТОК», анализировала возможности ученика по выбору индивидуального образовательного маршрута в условиях современных цифровых технологий. Было отмечено, что в настоящее время ученик может выбрать профиль обучения, индивидуальный учебный план в своем образовательном учреждении. Однако с развитием Московской электронной школы создается единая городская система дистанционного электронного обучения, сетевого взаимодействия, образовательных кластеров - ресурсы каждого ребенка по построению по-настоящему индивидуальной программы обучения будут значительно расширены. Группа обсудила возможность обучения в разновозрастных группах, возможность выбора учителя, не ограниченную нормами по количеству учеников в обычном классе с использованием электронных ресурсов.
Команда учителей, работавшая над направлением «Точки РОСТа», предложила механизмы обновления системы оценивания достижений ученика, учитывающей не только результаты его академической успеваемости, но и другие индивидуальные достижения, собранные в электронном портфолио. Было отмечено, что это поможет учителю посмотреть по-новому на каждого своего ученика и на перспективы его роста. Коллектив этой рабочей группы выразил опасения, связанные с составлением рабочей программы педагогов: необходимо продумать процент уроков по каждому предмету, которые можно будет проводить вне стен школы, используя новейшие образовательные ресурсы города. Докладчики отметили, что переход к разновозрастным образовательным группам должен быть постепенным, так как разрушать системное разнонаправленное образование, существующее сегодня, нельзя. Также отмечено, что подходы в стратегии в большей степени направлены на формирование метапредметных и личностных результатов, но в ЕГЭ учитываются предметные результаты. Будет ли скорректирован формат ЕГЭ в связи с планируемыми изменениями стратегии? Развернулась небольшая дискуссия: как определить, чем измерить талант, если мы ставим как одну из целей его развитие?
Коллеги, занимавшиеся направлением «Урбошкола», представили свое видение проблемы создания единой образовательной инфраструктуры, использующей все возможности огромного мегаполиса. Педагогический коллектив задумался над тем, как найти баланс между камерной атмосферой отдельной школы и высоким уровнем динамичности, безэмоциональностью и как следствие возможной стрессовостью открытых мегасистем образования. И хотя запрос общества школе сегодня и направлен на формирование мобильной, динамичной высокообразованной личности, учителя, на наш взгляд, не должны забывать о том, что в их руках хрупкие души детей, которые приходится иногда защищать от воздействия мегасистем города. Кроме этого, было высказано предложение скорректировать учебные планы с точки зрения межпредметности, возможности построения конвергентных программ.
Требует внимания и «цифровой след» ученика. Сейчас индивидуальные достижения обучающихся фиксируются в городских базах данных, но они разрозненны по направлениям. Если бы была возможность хранить электронное портфолио каждого ученика в единой городской базе данных, его эффективность качественно возросла бы. Возможно, родители смогли бы получать автоматизированные рекомендации системы по выбору ПОТОКа для своего ребенка. Но это, конечно, накладывает серьезные требования на обеспечение безопасности персональных данных.

Те из педагогов, кто выбрал направление «Город – школа», задумалась, скорее не над тем «что?», а над тем «как?». Была поставлена проблема отработки технологии активного участия учеников в образовательных мероприятиях города. Говорилось о создании единого электронного кабинета, облегчающего учителю организованный групповой выезд на мероприятие, о единой электронной системе информирования, о необходимости обновления нормативной базы для включения в учебный план образовательных программ, созданных вне школы. Время летело быстро, рамки педсовета не смогли вместить всех вопросов и проблем. Наверное, это и стало самым полезным эффектом обсуждения – оно не завершилось здесь и сейчас. Вопрос выбора стратегии и ее реализации очень важен для любой деятельности, особенно если она имеет непосредственное отношение к будущему наших детей. Поэтому предстоит еще много этапов обсуждения и конкретных разработок, которые помогут придать новый импульс развитию системы образования как в конкретной школе, так и в рамках всей Москвы.

Екатерина ФИЛИППОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1570;
Оксана ХОЛОДНАЯ,
учитель математики, старший методист школы №1570