Но эти изменения не должны быть скоротечными и решаемыми только группой чиновников. Это правильно, что в разработку вовлекают учителей, которым предоставляется возможность открыто выразить свое мнение, предложить свои направления развития. Всем нам, читая разные суждения и мысли первых наших директоров-разработчиков, надо понимать, что это первые шаги, которые кому-то надо было сделать. И я считаю правильным, что эти шаги были сделаны нашими молодыми коллегами. Начало хорошему делу положено, и теперь надо решать всем миром. Спорить, соглашаться, принимать, отстаивать, отвергать... И начинать действительно надо с обсуждения в коллективе. Мозговой штурм - он всегда полезен. Он полезен и самому коллективу, которому тоже придется меняться. Конечно, в разной степени. Это зависит от менталитета, уклада, жизненной позиции, выстроенных взаимоотношений, включенности в перезагрузку самого коллектива.
Поэтому и было принято решение, как можно скорее погрузиться всем коллективом в данное обсуждение. 6 апреля необычный педсовет - стратегическая сессия - состоялся в нашей школе №2006. Темой педсовета стало обсуждение проекта развития столичного образования «Стратегия-2025».
Впервые стратегию образования города Москвы на ближайшие 7 лет доверено разрабатывать не чиновникам в высоких кабинетах, а непосредственным участникам процесса. В первую очередь учителям, так как одним из желаемых результатов данного процесса должен стать не только и не столько итоговый документ, сколько, собственно, создание постоянного механизма мониторинга социального запроса и поиска ответов на вызовы современного меняющегося мира, механизм поиска идей, обнаружения актуальных задач и целей и путей их решения и достижения в московском образовании.
В работе педагогического совета в качестве модераторов приняли участие директор школы №1561 Валерий Вячеславович Пазынин и заместитель директора школы №1576 Александр Алексеевич Сурков. Обсуждение прошло в форме мозгового штурма с последующим коллективным дискуссионным обсуждением представленных идей, позволяющим получить обратную связь с рядовыми московскими учителями.
Педагогический коллектив работал в произвольно созданных творческих группах. Педагоги, предварительно изучив проект стратегии, обсуждали его отдельные положения и вносили предложения в разделы «ПОТОК» (Персонифицированная образовательная траектория в открытых коллективах»), «РОСТ» (Распределенное оценивание в системе талантов»), «Урбошкола», «Город - школа». Альтернативные предложения к проекту Стратегии-2025 аккумулировала пятая группа.
Для создания ПОТОКов педагоги предложили следующую схему: у любого ребенка должна быть определенная знаниевая база, для того чтобы в дальнейшем при желании он мог на ее основе строить свое обучение в течение всей жизни. Такую базу дети осваивают до седьмого класса включительно, занимаясь по единому учебному плану и получая фундаментальные знания во всех сферах. А с 8-го по 11-й класс три дня в неделю ученики продолжают работать по единому плану на базовом уровне - первый блок, а еще три дня в режиме 2+1 движутся по индивидуальной траектории углубленного изучения ряда предметов - второй блок. Два дня ребенок получает такое индивидуальное развитие в рамках школы, а еще один день - в рамках межрайона и города. В эти три дня обучение должно вестись на уровне широкого развития, межпредметности, использования других, новых форм взаимодействия: работа в кабинетах-лабораториях, мастер-классы, конференции, лекционно-семинарские занятия, проектная деятельность, практически ориентированное взаимодействие с предприятиями, уроки на городских площадках. Одним словом, того, что не дублирует и не повторяет учебную программу, а дополняет ее и требует применения полученных знаний. Прообразом такой работы могут служить существовавшие в советской школе УПК (учебно-производственные комплексы), где учащийся получает возможность не только обучиться чему-то, но и убедиться в правильности своего выбора. Здесь необходимо организовать своего рода производственное взаимодействие, когда ребенок не только учится, но и имеет право на своем уровне высказать предложения или пожелания по поводу процесса.
Согласно этому видению «база» и «поток» разведены. Важно оговорить технический момент того, как ребенок попадает в ту или иную группу углубленного изучения ряда предметов, то есть как он попадает в «поток». В первую очередь - и это обязательное условие - должно учитываться желание самого ребенка. Именно ребенка, а не родителя, учителя или любого третьего лица. Вторая важная, но не обязательная, а желательная составляющая - решение ребенка должно сопровождаться рекомендацией наставника, предметника, родителя. Третье - наличие у учащегося достижений в данной области, пусть совсем скромных, однако все же являющихся определенным показателем серьезности намерений. Четвертое и последнее - это собеседование при приеме в ту или иную группу. Последние два условия тесно связаны с работой групп РОСТа (именно таким образом обозначенных в стратегии).
У учащегося должна быть возможность перехода из группы в группу, но осуществляться такой переход должен только по истечении года работы в конкретной группе, чтобы ребенок не потерялся и не потерял себя в «потоках».
У каждого «потока» должно быть два уровня - начальный и продвинутый. Если по результатам учебного года учащийся не перешел с одного уровня на другой, значит, возможно, ему стоит попробовать себя в другой сфере. Однако выбор вектора обучения в любом случае остается за самим учащимся.
Группа учителей, занимающихся рассмотрением раздела «РОСТ» проекта стратегии, предложили новую стратегию оценивания талантов и достижений ученика, будучи твердо убеждены в том, что пятибалльная система себя в значительной степени изжила. Ученик должен чувствовать себя в школе успешным, а это не всегда удается многим из детей при существующей системе оценивания. Учителя предложили свой вариант возможного оценивания, выдвинув в качестве образца 100-балльную или 100-процентную шкалу, которая является своего рода эталоном личного рейтинга. Эти 100 баллов могут в равных пропорциях отражать разные сферы деятельности и развития ребенка. Например, они могут быть показателем пяти разных секторов жизнедеятельности ученика, отражая каждую из сфер показателем в 20 баллов. Эти сферы могут включать интеллектуальную деятельность (в том числе олимпиады, независимые диагностики, способность креативно мыслить и неординарно, творчески решать банальные задачи, нестандартный подход к тривиальным ситуациям и так далее), занятия спортом и здоровый образ жизни, гражданско-патриотическую и духовную деятельность, художественно-эстетическое направление развития, научно-исследовательскую деятельность. Не каждый ребенок может похвастаться тем, что подобного рода «портфолио» наполнено им одинаково успешно. Однако оценка ребенка не только с точки зрения учебы в школе, но и других важных для него сфер деятельности (предложенных выше или любых других) дает ему возможность проявить себя и получить общественное признание своих талантов и стремлений, а значит, почувствовать себя значимым и успешным.
Деятельность «Урбошколы», по мнению третьей группы педагогов, должна быть направлена на то, чтобы ученик перестал быть привязанным только к отдельно взятой школе. При этом, выстраивая работу с окружающим социумом, школе важно учитывать текущие экономические и социальные проблемы страны. Так, большинство сегодняшних выпускников школ нацелены на вузы с перспективой офисных профессий в будущем. Между тем стране катастрофически не хватает рабочих рук. Что наши дети знают о современных рабочих профессиях, где они могут почерпнуть эти знания, а самое главное, как они могут примерить их на себя? Между тем рабочие профессии сегодня требуют высокообразованных специалистов и могут хорошо оплачиваться, будучи высоко востребованными обществом. Ознакомить детей с этими реалиями - в этом задача современной школы. Вот, например, наша школа сотрудничает с ВИЛАРом. Наверняка у этого института есть и подсобные хозяйства в каком-нибудь подмосковном совхозе. Почему бы ребятам, которые интересуются биологией, не побывать на делянках института, не поучаствовать в работе совхозных рабочих, не пообщаться с ними не в лекционном или клубном зале, а в реальной жизни, получив не только специальные профессиональные, но и чисто жизненные знания? В нашем районе находятся градостроительный комплекс «Столица», лингвистический центр «Миллениум», центр эстетического развития «Моцарт», храмовый комплекс Дмитрия Донского, пожарная часть, все эти организации могут помочь нам добиться такого образовательного результата, как осознанный выбор профессии.
«Город - школа», по мнению четвертой творческой группы учителей, подразумевает помощь ребенку в том, чтобы он не потерялся в этом мире, определился со своей ролью, чтобы к концу школы выработал свою гражданскую позицию, то есть реально почувствовал себя частью общества, окружающего его. Если мы рассмотрим современную школу, то ребенок в ней оторван от общества, и он действительно не понимает, что является частью если не коллектива, то, по крайней мере, частью какого-то общего большого дела. Многое ему приходится решать и делать самому: он сам ездит на дни открытых дверей в институты, сам обращается к психологу за профориентационными рекомендациями, не имея возможности получить подсказку от классного руководителя или родителя в выборе будущей профессии. Наша задача - помочь ребенку почувствовать, что он не брошен, а является частью единого сообщества. Главное - почувствовать это надо не в 11-м классе или после окончания института, а уже к 9-му классу, когда ему нужно понять, идти ему в десятый или нет. Обучающийся может к этому времени не просто понять, а точно знать, что он может успешно осуществлять какую-то профессиональную деятельность и приносить пользу не только лично себе и своей семье, но и окружающим его людям.
В связи с этим можно пересмотреть некоторые кластеры в школьном сообществе и те социальные роли, которые исполняют учителя. Одной из ключевых фигур в новой школе является классный руководитель, но немного не в том формате, в котором мы привыкли видеть его сейчас. Предлагается ввести такое понятие, как «руководитель параллели». Это не классный руководитель отдельного класса, а руководитель целой параллели. При этом это не просто человек, контролирующий процесс и фиксирующий какие-то данные на бумаге, это тьютор, наставник, руководитель всех школьников одного возраста. Такой руководитель параллели будет основным связующим звеном между учениками, учителями-предметника и родителями. При этом он будет освобожден от основной предметной деятельности (уроков) и будет заниматься только координацией процессов. К нему стекается вся информация от учителей-предметников, проблемы, которые есть у родителей и у детей, он отслеживает успеваемость в классах, посещая уроки (должно быть фиксированное количество посещений), может наблюдать детей и во внеурочной деятельности. Он анализирует, синтезирует, затем выдает рекомендации и распределяет роли для каждого из участников образовательного процесса.
В свою очередь учителя-предметники при такой организации превращаются в своего рода навигаторов, которые ведут занятия в системе «ПОТОК» на базовом уровне, на углубленном уровне, в том числе с привлечением ресурсов МСД. Каждый предметник хорошо ориентируется в том, на какое предприятие можно сходить, в какой вуз стоит пойти на лекцию или в технопарк поработать в лаборатории в рамках «Университетских суббот». Идея в том, что учитель-предметник планирует исключительно свою область и параллельно «скидывает» информацию классному тьютору о том, что в такую-то дату там-то и там-то состоится то-то, а тьютор доносит эту информацию учащимся, родителям, организовывает группу для посещения данного мероприятия. Именно с этой организованной и заинтересованной группой будет заниматься педагог-предметник.
Сегодня школа должна перестраивать свое взаимодействие с родителями. Мы, педагоги, должны найти новые пути взаимодействия с родителями учеников. Мы должны стать союзниками, так как наша школа существует ради ребенка. Именно он главное действующее лицо.
Очень хочется, чтобы семья была максимально включена в образовательный процесс, оперативно реагировала на всю ту информацию, которую до нее будут доводить тьюторы параллели, чтобы осуществляла обратную связь с педагогами, донося информацию об эффективности осуществляемой деятельности.
Нельзя забывать о школьной психологической службе, которая будет тесно взаимодействовать с тьютором параллели, а через него и с семьями. Если школьное сообщество реорганизовать таким образом, то дети будут чувствовать заинтересованную поддержку со всех сторон, будут осознавать, что они значимы и нужны, это неизбежно приведет и к укреплению их гражданской позиции. Таким образом, процесс их социализации будет проходить быстрее и успешнее.
Среди высказанных опасений по поводу проекта стратегии прозвучали мнения о том, что профориентация должна начинаться значительно раньше, чем в основной школе. Она должна начинаться с детского сада, так, чтобы к 8-9-му классу ребенок уже понимал, что он хочет в жизни. Учителя говорили о необходимости качественной межпредметной интеграции, так как предметы в значительной мере оторваны друг от друга. Учителя высказались о неактуальности деления предметов на основные и дополнительные. Пора стирать границу между основным и дополнительным образованием, уроками и внеурочной деятельностью, особенно их жесткую разделенность на две половины дня. Предметы так называемого цикла дополнительного образования должны стать частью школьного расписания наряду с основными учебными дисциплинами. Необходимо разгрузить детей, построив учебный процесс так, чтобы домашних заданий было меньше или их не было вообще. Значит, надо думать над вопросом интеграции в учебный процесс части системы дополнительного образования, внеурочной деятельности, которая подается в более свободном режиме и будет являться некоей разгрузкой от интеллектуальных занятий в первой половине дня.
В целом работа педагогического совета оказалась очень конструктивной, о чем свидетельствует большая заинтересованность в позитивных изменениях в школе, в претворении в жизнь значительной части идей, предложенных членами ее коллектива.
А еще, как руководитель, я поняла, что с нашим коллективом можно серьезно включаться уже сегодня в реализацию некоторых подзадач! Горизонты обозначены, путь к ним открыт. Отступать некуда - перед нами наши дети! Только вперед! Дорогу осилит идущий!

Вера ИЛЮХИНА,
директор школы №2006, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ;
Ирина КАЛМЫКОВА,
руководитель методического объединения, учитель английского языка школы №2006