Классический лицей №1 города Ростова-на-Дону по праву является лабораторией разработки и реализации инновационных подходов в образовании лицеистов: в условиях единства обучения и воспитания, где воспитывают, обучая, и обучают, воспитывая, где обучающийся имеет возможность реализовать все свои способности, как интеллектуальные, так и творческие.
Опережающее развитие содержания и постоянный мониторинг качества образования, новые образцы педагогической практики, технологии индивидуального развития и обучения, тьюторское сопровождение учебно-воспитательного процесса, команда единомышленников-профессионалов, сотрудничество педагогов высшей школы и лицея, высокое качество педагогической культуры - слагаемые успеха лицея и успешности каждого лицеиста. В лицее создана обновленная комплексная модель организации образовательной пространственно-предметной среды, направленная на формирование основ инженерного образования, развитие конструктивного мышления и навыков моделирования, приобщение обучающихся к современной технологической культуре и творческому проектированию, содействие в подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни на основе выявления, реализации и удовлетворения их образовательных потребностей, для опережающей подготовки кадров под принципиально новые рынки.
Главный вектор развития педагогической системы лицея - это мобильное образование, установка на успешную социализацию каждого лицеиста еще в школьные годы и подготовка к жизни и самореализации в современном постиндустриальном обществе. В лицее создано такое открытое пространство индивидуального развития личности в соответствии с природными задатками, интересами и склонностями, чтобы таящаяся в лицеистах искра Божья превратилась в яркое пламя творческих находок и достижений по самым разным направлениям - от литературы до программирования, робототехники. Условия лицея дают каждому ученику возможность добиться успеха и реализовать себя, уверенность и свободу в осознанном выборе жизненного пути. В практике лицея используется проектная деятельность по двум направлениям: проектные уроки и проекты во внеурочной деятельности.
Использование проектной деятельности в обучении становится все более актуальным, так как метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Совершенствование учительского корпуса, рассматриваемое как одна из приоритетных задач, происходит в лицее в рамках реализации проектов и исследовательской деятельности. С 2000 года разработана и реализуется программа «Учитель III тысячелетия». На протяжении 8 лет лицей являлся федеральной экспериментальной площадкой по проблеме «Контекстный подход как фактор профессиональной самореализации педагога классического лицея». Проектная работа по данному направлению нацелена на совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовном, профессиональном развитии, гуманизацию его развития. Проект «Акмеология» - базовый проект образовательной политики классического лицея №1 г. Ростова-на-Дону. Девиз педагогического коллектива: «От успеха в лицее - к успеху в жизни».
В лицее создано пространство для проживания лицеистами самых важных лет жизни - детства и юношества - в атмосфере высоких отношений взаимоуважения и разумных требований, в условиях здоровьетворящей среды. Вырастить человека здорового физически, психически, эмоционально и социально - это основная задача программы развития классического лицея №1. Лицей вошел в европейскую программу «Здоровые школы». По результатам Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья, классический лицей стал победителем Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья, «Здоровье - для образования, образование - для здоровья» в номинации «Внедрение новых информационно-компьютерных технологий в системе мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций».
Результаты почти 30-летней деятельности лицея вдохновляют на выстраивание новых программ для подготовки выпускников, способных самостоятельно критически мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, нравственно решать экономические и политические задачи развивающейся России, готовых взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее страны.

Ростов-на-Дону