Наши общеобразовательные учреждения реализуют углубленное изучение различных предметов на II ступени, профильное обучение на III ступени, расширяя возможности школьников в их дальнейшей социализации, - говорит начальник Отдела образования Кировского района Антонина Воронцова. - Мы смотрим на качественное образование как на возможности образованного человека, приобретенные в процессе обучения и достаточные, чтобы быть успешным в дальнейшем. В этом случае важны социальный заказ, способности и потребности ребенка, а значит, в сегодняшней школе создана ситуация выбора профильного образования.
В Кировском районе немало детских садов и школ, имеющих репутацию лучших в городе. Это общеобразовательные учреждения №45, 53, 80, 49, 5, детские сады №50, 118, 70, 285. Высокий рейтинг этих образовательных учреждений определяется не местоположением или материальной базой, а содержанием образовательных программ, высокими результатами на выходе. Среди них на особом счету гимназия №45, хорошо известная не только в Ростове, но и далеко за его пределами. Победители и призеры различных этапов Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку зачастую учатся именно там.
Гимназия №45: механизмы формирования полиязычной среды
- Основой создания любой модели, в том числе и образовательной, является концепция. Для гимназии это выбор между много- и однопрофильностью, - рассказывает директор гимназии Наталья Алексеева Путилина. - Около 15 лет назад мы думали, не последовать ли моде делить 10-11-е классы на гуманитарные и технические. Но, учитывая опыт работы в статусе школы с преподаванием предметов на французском языке, высокопрофессиональный коллектив учителей иностранного языка и авторитет, заработанный среди педагогической и родительской общественности, мы решили двигаться и дальше в том направлении, в котором достигли успеха.
Примечательно, что в 45-й гимназии сформировано несколько эффективных механизмов функционирования полиязычной среды. Во-первых, это оригинальный учебный план с профилизацией в образовательной области «Филология» по 2 предметам - французский и русский языки, преподавание второго иностранного языка идет с 7-го класса. Основы латинского языка как фундамента романо-германской группы языков и как международного языка медиков изучаются с 10-го класса. С 8-го класса в школьное расписание включаются предпрофильные дисциплины, а с 10-го класса - элективные профильные курсы на французском языке, ориентированные на разные профессиональные интересы школьников. Второй механизм - возможность для гимназии выбрать самостоятельно уровень профильности - от углубленного до элитного.
- Перфекционисты поступают на двуязычное русско-французское отделение, действующее на базе гимназии уже пятый год в строгом соответствии с хартией, подписанной директором гимназии и советником посольства Франции в России по культуре. Наш результат - 2-е место среди 29 подобных отделений России после одной из гимназий Санкт-Петербурга по количеству дипломатов, - с гордостью говорит директор.
Стержнем, вокруг которого строится все обучение в двуязычном отделении, являются проектные технологии. Восьмиклассники готовят по единому для всех алгоритму в течение года индивидуальный проект, а в 9-10-х классах создаются групповые проекты по тематике, которая предлагается посольством Франции. Защита проектов происходит в мае.
Учителя иностранного языка проводят раннее выявление лингвистически одаренных ребят. Каждый преподаватель в 7-11-х классах раз в неделю проводит занятия по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников. Гимназия является муниципальной стажировочной площадкой по французскому языку для талантливых учеников 8-11-х классов.
Третий механизм - поощрительные программы для лучших гимназистов по итогам участия в олимпиадах. Ребята могут бесплатно за счет муниципалитета побратима Ростова-на-Дону Ле Мана посетить этот замечательный город по программе «Приз Ле Мана».
Здесь также активно работают программы международного сотрудничества с лицеем имени Мари Кюри из города Со. Это лингвистические обмены с проживанием в семьях.
И, наконец, еще один немаловажный ресурс - это интеграционные проекты на стыке образовательных областей «Искусство» и «Филология».
Среди наиболее ярких проектов - ежегодные совместные выставки живописных работ, они украшают стены художественного зала гимназии. Кстати, музыкальный театр гимназии известен далеко за ее стенами. Ребята ставят профессиональные спектакли для большой сцены с декорациями, костюмами и танцами. В этих постановках может проявить себя каждый.
...Гимназистов зачастую зовут в городе «французы», и это совсем не преувеличение, ведь их французский действительно практически без акцента. Как применить его - стать специалистом в области этого языка, переводчиком или преподавателем, или просто обогатить себя знанием великой французской культуры, - решать уже самим детям.