- На сегодняшний день ключевая идея муниципальной системы образования города Ростова-на-Дону - поиск новых форматов, задающих качественные характеристики образовательной среды. Среди основополагающих направлений муниципальной системы образования города поэтапный переход общеобразовательных организаций на односменный режим работы; создание моделей внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, направленных на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей; использование ресурсного потенциала высшей школы в рамках реализации совместных проектов; обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, применение комплексного подхода в использовании информационных ресурсов, которыми располагают школы; повышение значимости воспитания в подрастающем поколении гражданской идентичности, формирования патриотизма и уважения к своему народу, а также дальнейшее развитие перспективных направлений досуговой деятельности - образовательного туризма, робототехники, музейной педагогики, детского телевидения и самодеятельных театров.
Реализация этих направлений имеет пролонгированный характер, тем не менее многие цели уже достигнуты. «Каждому ростовчанину - хорошая школа, детский сад, отвечающие его потребностям и находящиеся в шаговой доступности» - принцип, лежащий в основе задач и связанных с ними решений в системе образования города Ростова-на-Дону. С учетом новейших требований и с целью удовлетворения потребности горожан в качественном образовании принята долгосрочная муниципальная программа «Развитие системы образования города Ростова-на-Дону».
- Какова ситуация в дошкольном образовании? Насколько я знаю, в городе полностью обеспечены местами в детсадах дети от 3 до 7 лет.
- Широкое использование вариативных форм дошкольного образования, применение новых мобильных строительных технологий (модульные детские сады), реорганизация ряда образовательных учреждений позволили в 2017 году выполнить поставленную задачу по достижению 100%-ного показателя обеспечения дошкольными образовательными учреждениями детей от 3 до 7 лет.
В 2015 году мы создали 4339 новых дошкольных мест за счет проведения капитального ремонта существующих дошкольных образовательных учреждений, установки модульных детских садов, открытия дополнительных групп полного дня на базе дошкольных образовательных учреждений, нового строительства и реконструкций дошкольных образовательных учреждений, открытия групп по присмотру и уходу в рамках развития негосударственного сектора.
Все это позволило ликвидировать очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет. Задача 2018 года - удержание достигнутого показателя нулевой очередности в детские сады детей в возрастной группе от 3 до 7 лет.
Сегодня в городе функционирует современная гибкая многофункциональная система деятельности ДОУ, обеспечивающая право ребенка на общедоступное качественное образование. Она представлена 146 дошкольными образовательными учреждениями и 72 группами в общеобразовательных организациях.
- Президентом Российской Федерации поставлена задача перевести школы страны на односменный режим работы. Как она реализуется в городе Ростове-на-Дону?
- Постановлением Правительства Ростовской области от 31.12.2015 №234 разработана и утверждена программа «Создание в Ростовской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016-2025 годы».
Общеобразовательные учреждения города проводят мониторинг использования имеющихся помещений для создания дополнительных учебных мест. Многие школы проводили в прошлом году реорганизацию.
Так, в новом учебном году начала свою работу вновь построенная школа №115 Советского района, после капитального ремонта открылся лицей №50. Приступили к ремонту 4 школ и строительству школы в новом микрорайоне Суворовский. И это очень важно для нас, так как процент детей, обучающихся во вторую смену, остается по-прежнему высок - более 20%. Чтобы перевести школы в односменный режим, необходимо еще раз посмотреть на внутренние резервы. И у нас есть примеры, когда за счет нестандартных решений, предложенных руководителями учреждений, мы дополнительно ввели более 700 мест.
- Важнейшая особенность мегаполиса Ростова-на-Дону - его многонациональность. Какие задачи в связи с этим приходится решать?
- Перед нами стоит задача формирования у подрастающего поколения способности к диалогу с людьми иной культуры, иных ценностных систем и практик. В связи с этим предъявляются новые социальные требования к муниципальной системе образования города Ростова-на-Дону, она должна функционировать в новом формате. Вместе с тем многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Эта тенденция обостряется в условиях притока в систему образования детей из семей мигрантов, которые испытывают серьезные трудности в освоении образовательных программ, в социализации в городском обществе. Они концентрируются в определенных общеобразовательных учреждениях, что усугубляет дифференциацию детей и создает определенные социальные риски.
- Одно из главных требований, стоящих перед современным образованием, - необходимость открытости. За счет чего она достигается в Ростове?
- Ключевые принципы функционирования современной системы ростовского образования - ее открытость и прозрачность.
Среди открытых и доступных всем желающим мероприятий особо следует отметить видеоселектор. На сегодняшний день видеоселектор - это площадка для демонстрации лучших практик для обмена мнениями и обсуждения профессиональных вопросов, а также это возможность реализации успешных управленческих и педагогических решений, полезных и необходимых для города.
Регулярно на сайте управления образования города проводятся интернет-опросы и интернет-голосования по мероприятиям, значимым для педагогической общественности.
Основным инструментом для достижения открытости учреждений образования является широкая информатизация, использование информационных и коммуникационных технологий в процессах управления и организации обучения.
Информирование общественности осуществляется через информационные встречи, родительские собрания, а также личный прием руководителей образовательных учреждений.
Для обеспечения открытости и доступности информации управлением образования совместно с МКУ «Информационно-аналитический центр образования» реализуется проект «Образование Ростова. Открытый формат», посредством которого в режиме реального времени проводятся интернет-трансляции конференций, семинаров, совещаний, вебинаров, заседаний методических объединений для всех категорий педагогических работников и родительской общественности.
- Виктория Анатольевна, насколько я знаю, вы широко используете в своей работе опыт столичного образования, в частности, аттестация руководителей образовательных учреждений проходит в новом формате.
- Да, с января 2016 года в онлайн-режиме на заседании аттестационной комиссии проходит публичная защита с компьютерной презентацией, на которой претенденты проходят профессиональное тестирование и представляют предложения по программе развития учреждения образования на краткосрочную перспективу, а руководители представляют отчет о результатах достижения целевых индикаторов и показателей программы развития образовательного учреждения за 3 года. В состав аттестационной комиссии управления образования включены представители Министерства образования Ростовской области, администрации города, профсоюзные лидеры, руководители образовательных учреждений, имеющих высокий рейтинг образовательной деятельности.
По итогам прохождения аттестации комиссионно принимается решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности руководителя и соответствии или несоответствии претендента требованиям, предъявляемым к должности руководителя нормами действующего законодательства.
За 2 года в новой форме прошли аттестацию 126 руководителей и 42 претендента на должность руководителя.
Чтобы устранить выявленные в ходе аттестации проблемы, а также для сопровождения вновь назначенных молодых руководителей учреждений образования в рамках проекта «Школа эффективного управления» в этом учебном году организован постоянно действующий семинар «Эффективный руководитель - эффективная организация», в рамках которого в настоящее время проходят обучение 21 руководитель общеобразовательного учреждения и 26 руководителей учреждений дошкольного и дополнительного образования.
23 директора - участники программы «Эффективный руководитель - эффективная организация» в 2018 году прошли обучение в Московском институте открытого образования по проблеме «Техники и технологии менторского сопровождения в системе столичного образования».
- С 2012 года в Ростове-на-Дону формируется ежегодный независимый рейтинг школ, который стал объективной и общепризнанной шкалой оценки качества ростовского образования.
- Это тот случай, когда, понимая логику идущих в стране преобразований, система муниципального образования нашего города действовала на опережение, что и позволило ростовским школам спокойно принять в 2013 году условия рейтинга лучших школ России и достойно в нем представить город Ростов-на-Дону. По данным рейтинга 2017 года, четыре школы Ростова-на-Дону вошли в Топ-500 лучших школ России (МАОУ «Лицей №27 им. А.В.Суворова», МБОУ «Гимназия №45», МБОУ «Школа №60 им. пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса», ЧОУ «Лицей классического элитарного образования»), что объективно свидетельствует о, несомненно, положительных достижениях школ южной столицы.
Говоря о формировании рейтинга муниципальных образовательных организаций, необходимо отметить, что ранжирование проводится на основе данных о результатах деятельности школ, содержащихся в общегородских информационно-аналитических системах управления образования города. Расчет рейтинга образовательных организаций города Ростова-на-Дону также осуществляется по формуле, которую можно назвать формулой оценки вклада каждой ростовской школы в решение важнейшей педагогической и социально-экономической задачи обеспечения качественного образования.
Критериями рейтинга являются показатели эффективности работы школы по обеспечению качественного массового среднего образования; по созданию условий для развития талантливых детей и детей, имеющих особые образовательные потребности; по профилактике правонарушений; по участию в проектной деятельности, результативности работы образовательной организации по развитию профессионального мастерства и мн. др.
Надо сказать, что название «лучшие школы» не совсем точно отражает и характеризует результативность деятельности школы в различных направлениях: в Ростове-на-Дону есть школы, которые добиваются наилучших результатов на олимпиадах, есть и такие школы, которые хорошо развивают ребенка в эстетическом или физическом плане либо создают условия для выявления его дополнительных способностей, и они также востребованы и могут быть лучшими в своем направлении.

Сегодня уверенно можно утверждать, что ранжирование образовательных организаций, то есть формирование рейтингов в сфере образования, становится одним из инструментов ее совершенствования, особенно в части формирования мотивации педагогических коллективов на достижение более высоких образовательных результатов.
- Есть замечательная фраза французского писателя Ренара: «Маленькая родина все равно что большая. Ведь она единственная». Я знаю, что у вас реализуется в городе очень интересный проект «Ростов-на-Дону - город, открытый для школ».
- Да, у нас возникла идея реализации проекта, который расширит знания детей о родном городе, его истории, культуре, традициях и обычаях местных жителей, что будет способствовать формированию гражданских и патриотических чувств.
В процессе реализации проекта «Ростов-на-Дону - город, открытый для школ» организовано активное сотрудничество всех образовательных учреждений города с учреждениями науки, культуры, предприятиями, общественными организациями гражданско-патриотической направленности. Проект расширил возможности учителей города по использованию городской среды как образовательного ресурса, реализации в полной мере принципов системно-деятельностного подхода в образовательной и воспитательной деятельности в рамках ФГОС.
- Виктория Анатольевна, какова, на ваш взгляд, главная цель системы образования, каковы перспективы развития ростовских школ на будущее?
- Конечная цель - это формирование образа молодого ростовчанина как человека, не только обладающего необходимым для XXI века набором знаний и навыков, позволяющих ему быть успешным независимо от социального статуса и отрасли приложения сил, постоянно совершенствоваться в течение своей жизни, получая новые компетенции, но и соответствующего традиционному для России культурному коду. А он включает в себя грамотное владение русским языком, умение выражать и отстаивать в диалоге свою точку зрения.
Концептуальные ориентиры развития ростовских школ можно обобщить и таким образом: учить доступно, доходить до каждого ребенка, не лениться повторять. Просто учить. Понимать. Примиряться. Помогать. Сохранять оптимизм, способность к развитию, восприятию нового. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели и находите оптимальные пути достижения этих целей.

Досье «УГ»

В городе Ростове-на-Дону развита образовательная инфраструктура. Муниципальная сеть общеобразовательных учреждений на начало 2017-2018 учебного года представлена 106 общеобразовательными учреждениями, 146 дошкольными образовательными учреждениями и 72 дошкольными группами в общеобразовательных организациях города, 21 учреждением дополнительного образования, 2 районными и 1 городским учреждением для детей, нуждающихся в социально-педагогической и медико-социальной помощи работают
2 психологических центра, а также МКУ «Информационно-аналитический центр образования».
Общий контингент обучающихся в системе образования города превышает 149 тысяч человек.