Среди множества предлагаемых материалов рекомендую обратить внимание на учебное пособие Е.В.Волковой, А.В.Даниловой, Г.И.Цитович «Окружающий мир: Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы: практикум по выполнению типовых заданий. ФГОС», которое в 2018 году выпустило издательство «Экзамен». Отмечу, что это пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. И важная для учителя информация: в пособии вы найдете 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) за курс начальной школы. Перед выполнением работы предлагается подробная инструкция. Ответы ко всем вариантам даны во вкладыше в середине пособия, что позволяет педагогу не только упростить проверку заданий, но и организовать самопроверку или взаимопроверку самими учащимися. При желании ответы легко можно изъять из пособия. Варианты заданий равноценны по сложности и в целом обеспечивают полноту проверки всех элементов изучаемого курса. Немаловажен и тот факт, что приказом №699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.
Каждый вариант разделен на две части. Здесь есть задания как базового, так и повышенного уровня. Можно найти вопросы с выбором одного правильного ответа на основе анализа данных таблицы (задание 2), на установление соответствий («Чтобы быстрее выздороветь, если ты заболел(-а), нужно…», задание 4), вопросы по рисунку («Укажи стрелкой на рисунке орган чувств, который позволяет слышать звуки… или определять запахи…», задание 5), вопросы-размышления с открытым ответом («Почему охрана окружающей среды важна для всего человечества?», «Почему важно беречь водные запасы Земли?», «Чем так важен для россиян день 9 Мая?», «Почему так важно беречь и защищать животных?», задание 9).
При выполнении задания 1 возможны разные варианты верных ответов. На основе анализа предложенного рисунка учащиеся определяют предметы, изготовленные из того или иного материала. Важным фактором для успешного выполнения этого задания является внимательность: «Какие еще два предмета в кабинете стоматолога могут быть сделаны из металла?», «Из каких двух материалов делают лыжи?» Отметь на рисунке один предмет, который делают из дерева, и один предмет, который делают из бумаги».
А вот задание 6 можно отнести к заданию повышенной сложности. Это описание конкретного опыта, а они в начальной школе проводятся нечасто. Здесь важно внимательно прочитать текст, представить, о чем в нем говорится, и только потом выполнять задание 6.1. Умение анализировать, делать выводы позволит справиться с заданием 6.2. Например, в варианте 4 описан опыт по проращиванию семян. Сравнивая условия опыта, ребята должны сделать вывод о том, можно или нельзя проращивать семена фасоли в почве. А в задании 6.3 им необходимо определить из перечисленных условий те, которые повлияют на результат опыта. Сложно? Согласна. Здесь нет конкретных указаний, инструкций, поэтому ученику необходимы опора на собственный жизненный опыт, на свои рассуждения, представления, умение устанавливать причинно-следственные связи. Сама формулировка вопроса «Как ты думаешь… можно ли сделать вывод…» предполагает необходимость рассуждений, на основе которых ребята сделают умозаключения. Ребенок справится во время контрольной с подобным заданием успешно, если на уроках регулярно организовывать обсуждение вопросов взаимосвязи объектов живой и неживой природы.
Представлены в работе и задания географической направленности, когда по предложенному описанию нужно определить материк или природную зону (задание 3.1), а потом найти их на карте (задание 3.2). Одновременно интересно и сложно по рисунку узнать животное или растение, а потом определить материк его обитания (задание 3.3). Такое задание позволяет расширять кругозор учащихся, обогащать их знание окружающего мира, ведь среди предложенных к работе объектов можно встретить изображения бизона, коалы, пеликана, кенгуру, верблюжьей колючки, ириса…
В пособии предлагается работа по карте, таблице (задания 2, 4), рисунку (задания 1, 5, 8), схеме, тексту. Это дает учителю прекрасную возможность помочь детям получить необходимые для жизни навыки. Ведь выпускнику начальной школы важно уметь расшифровывать информацию, представленную различными способами. Рассмотрим некоторые примеры.
В задании 2 ребятам предлагается таблица с прогнозом погоды за трое суток. Условными обозначениями указаны все основные параметры погоды: облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра, влажность воздуха. Работая с метеотаблицей, ребята учатся анализировать представленный материал и на основе сравнения данных делать необходимые выводы. Например, при ответе на вопрос «В какой день недели не будет облаков?» или «Какой ветер будет дуть в четверг ночью?» ученику необходимо найти нужную строку в таблице и тщательно проанализировать занесенные в нее данные. А чтобы дать краткий ответ «да» или «нет» на вопрос «Возможна ли капель в воскресенье?» (задание 2, вариант 4), ученику необходимо сопоставить понятие «капель» и предложенные температурные данные. Авторы пособия предлагают ребятам десять разных вариантов подобных заданий, что позволит потренироваться в умении работать с таблицей.
А вот в задании 4 ученику надо записать собственный ответ в таблицу, выбрав его из нескольких предложенных вариантов:
Начало фразы
А) Переходить дорогу там, где поблизости нет пешеходного перехода,
Продолжение фразы
1) можно только пешеходам в возрасте старше 14 лет.
2) можно только с группой пешеходов.
3) нельзя.
4) можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
Запиши в таблицу соответствующую цифру.
Начало фразы    А
Продолжение фразы    

Такие задания являются типовыми для разных предметов. Они приучают детей к принятым формулировкам, учат ориентироваться в тексте задания и, кроме того, помогают обнаруживать непонимание у детей, а значит, быстро его прояснять.
Краеведение - неотъемлемая часть курса «Окружающий мир», важное средство связи обучения и воспитания с жизнью. Авторы пособия не забыли об этом. Задание 10 включает вопросы, связанные со знанием жизни собственного региона. В форме мини-сочинения учащимся предлагается рассказать об особенностях своей малой родины, ее достопримечательностях, важных культурных и исторических памятниках, о животном и растительном мире, известных людях региона. Это, несомненно, рождает чувство патриотизма, способствует духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве. Здесь же затронуты вопросы экологии и охраны природы: «Расскажи о заповеднике, который находится в регионе, в котором ты живешь. Если в твоем регионе нет заповедников, расскажи о любом заповеднике России, который расположен в той же природной зоне, что и твой населенный пункт». (Вариант 7.)
В каждом варианте пособия есть место для обсуждения вопросов экологии и здоровьесбережения. Материал к этим темам вы найдете в задании 7. Интересна находка составителей сборника, которая помогает визуально систематизировать информацию и привнести в изложенный материал дополнительный обучающий эффект: к каждому заданию разработаны графические символы, иллюстрирующие правила поведения. С такими пиктограммами ребенок может встретиться в любой жизненной ситуации. Уметь прочитать их, интерпретировать, объяснить - задача не из легких. Например: «Что изображает этот знак (рис. 1)? Какое правило он отображает? Когда и где действует это правило?»
        Рис. 1                            Рис. 2
       Рис. 3                            Рис. 4
Или такой пример: «Какое правило безопасного поведения иллюстрирует этот знак (рис. 2)? Соблюдение этого правила поможет тебе сохранить жизнь и здоровье».
Работа с такими символами способствует формированию умения самостоятельно формулировать правила поведения в метро, в лифте, в транспорте общественного пользования, в лесу или на воде. Например, Представь, что ты отдыхаешь около водоема или реки. Внимательно рассмотри изображения знаков, которые могут быть там установлены. Напиши, что могут означать эти знаки (рис. 3, 4).
Одной из важных задач в начальной школе является профессиональное просвещение. При этом неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса являются формирование добросовестного отношения к труду, развитие интереса к трудовой деятельности. Эти задачи успешно решаются на уроках «Окружающий мир», где возможны знакомство учащихся с разнообразием профессий, формирование конкретно-наглядного представления о существенных сторонах различных видов деятельности человека. В пособии (задание 8) ребятам предлагается не только определить предмет, знание которого необходимо в той или иной профессии, но и рассказать, какую пользу обществу приносят люди, занятые разными видами деятельности. Здесь можно поговорить о работе врача, инспектора ДПС, пасечника, археолога, архитектора… Кроме развития интереса детей к размышлениям о своем будущем, к осознанному выбору профессии, воспитывается понимание роли труда в жизни человека и общества.
Хочу обратить внимание на то, что задания пособия можно использовать по-разному: включать в свой план на любом этапе урока, использовать в качестве домашней или самостоятельной работы, применять во внеурочной деятельности, в проведении классных часов и, конечно, в качестве контрольных заданий. При этом пособие выполняет не только функцию контроля, но и способствует формированию умений. Сборник предназначен для широкого круга пользователей: он будет полезен не только ребятам и учителям, но и методистам образовательных организаций в период подготовки материалов контроля и оценки уровня знаний учащихся за курс начальной школы по окружающему миру, и родителям, которые хотели бы проработать дома с ребенком какие-то темы учебного курса.
Чтобы ребята не испытывали стресса от предстоящего контроля знаний, не должно быть неопределенности. Заблаговременное знакомство с правилами проведения ВПР, системная работа по формированию необходимых знаний, умений и универсальных учебных действий - все это позволит подойти к предстоящей контрольной спокойно и уверенно. В этом, убеждена, поможет предлагаемое пособие - полноценный многозадачный практикум.
Желаю успеха своим коллегам и школьникам!

​Оксана ЗРАЕВА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Школа №8» Ачинска Красноярского края, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017