В начале моего профессионального пути был замечательный ташкентский педагог Елена Борисовна Чеврениди. Она стала моим наставником на всю жизнь с первого курса пединститута, открыв мир детства и школы во всем его многообразии, навсегда приобщив к этому сложному и удивительному сообществу.
Елена Борисовна увлекала не только словом (учение с увлечением), но и собственным педагогическим творчеством в реальной школьной и внешкольной действительности, в пионерском движении тех лет. С первого курса мы приняли один из ее законов: «Считать неделю без школы прожитой зря!» Наше педагогическое становление происходило в постоянном взаимодействии с детьми при чуткой поддержке опытного наставника.
Старшекурсниками мы сблизились и с замечательной семьей Елены Борисовны, стали своими в ее хлебосольном доме. Она постепенно становилась нашим мудрым советчиком по многим жизненным вопросам. Не случайно большинство выпускников Чеврениди связали свою судьбу со школой, а десятки из них, кроме того, назвали своих дочерей прекрасным именем Елена.
В студенческие же годы еще одним моим наставником на всю жизнь стал Василий Александрович Сухомлинский. Я не был с ним знаком лично. Когда мы, группа студентов Ташкентского пединститута, увлеченные (в том числе с подачи Елены Борисовны) его гуманной педагогикой и практикой Павлышской школы, решили на деньги, заработанные в трудовом семестре, съездить к Сухомлинскому, то с болью узнали о его смерти…
А дальше были погружение в педагогическое наследие Сухомлинского, его осмысление на разных этапах отечественного образования, прикосновение к удивительной биографии Человека, Педагога, Гражданина. И попытки донести все это богатство до новых поколений будущих педагогов, социальных работников.
В нынешнем году Е.Б.Чеврениди и В.А.Сухомлинскому могло бы исполниться сто лет. Посчитал, что правильным было бы вспомнить о таких наставниках и на страницах «Учительской», с которой оба они дружили долгие годы педагогической деятельности.

​Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета, Тула