В Совете Федерации прошла торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2018. Соревнование проводила Ассоциация лучших школ при поддержке Комитета Госдумы по образованию и науке, Совета Федерации, Общероссийского профсоюза образования и Минобрнауки России.
Вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова передала участникам церемонии приветствие председателя палаты Валентины Матвиенко и отметила, что за двенадцать лет конкурс стал важной площадкой для выявления творческого потенциала молодых учителей, их профессионального роста и обмена опытом. В этом году, сообщила Галина Карелова, в конкурсе участвовало рекордное число педагогов. На заочном этапе жюри рассмотрело почти 800 работ из 65 субъектов Российской Федерации. 137 конкурсантов из 45 регионов вышли в финал. На церемонии награждения были объявлены победители в шести номинациях - «Молодые учителя», «Молодые педагоги-психологи», «Молодые педагоги дополнительного образования», «Молодые управленцы», «Молодые руководители дошкольных образовательных организаций» и «Педагог-наставник». В самой многочисленной номинации - «Молодые учителя» - победителями стали Анастасия Анчикова из Ульяновской области, петербуржцы Кирилл Антонов и Роман Шуплик, Евгения Родионова из Подмосковья, а также Ирина Солнышкина из Оренбурга.

В Совете Федерации состоялись парламентские слушания «О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации». В ходе дискуссии, которую провела председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина, поднимались вопросы оплаты труда учителей, строительства и капитального ремонта сельских школ, их технической, транспортной оснащенности, качества образования. Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец привел результаты исследований, которые свидетельствуют о том, что сельские ученики проигрывают своим городским сверстникам в уровне знаний, а после окончания вузов многие ребята из глубинки не возвращаются в родные села, поскольку там нет работы. Чтобы не дать погибнуть селу и сельской школе, необходимо развивать экономику, подчеркнул Петр Положевец. Первый заместитель председателя СФ Николай Федоров вручил благодарности председателя палаты ряду учителей сельских школ из разных регионов страны за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие образования и воспитание подрастающего поколения. Подробнее о парламентских слушаниях читайте в следующих номерах «УГ».

Государственная Дума приняла заявление о недопустимости ликвидации школьного образования на языках национальных меньшинств Латвии. Заявление подготовлено в связи с тем, что сейм Латвийской Республики 22 марта внес изменения в закон об общем образовании и закон об образовании, в соответствии с которыми среднее образование в старших классах полностью, а в средних классах в значительной степени к 2021‑2022 учебному году будет предоставляться на латышском языке. Депутаты Госдумы считают недопустимым нарушение фундаментального права людей, относящихся к национальным меньшинствам Латвии, обучаться на родных языках, в том числе на русском, и предлагают «объединить усилия парламентов демократических государств для защиты национальных меньшинств Латвии от принудительной ассимиляции». Также в заявлении депутаты выражают солидарность с протестами русско­язычной общественности Латвии против дискриминационной реформы школьного образования. По мнению Государственной Думы, действия латвийских властей, нарушающие права и свободы наших соотечественников, должны повлечь за собой применение специальных экономических мер в отношении Латвийской Республики. Заявление направлено в Правительство РФ, ООН, Парламентскую ассамблею Совета Европы и другие международные структуры.

Общественный совет при Минобрнауки России 4 апреля рассмотрел замечания и предложения к проекту ФГОС основного общего образования, который недавно был отправлен на доработку. Как сообщила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Ирина Тараданова, доработанный вариант будет подготовлен в ближайшее время. «Мы представим аргументированную позицию, что мы обязательно учтем, а с чем из замечаний мы согласиться не сможем», - сказала чиновник. Член Общественного совета Евгений Спицын заявил о недопустимости деления школьной математики на базовую и профильную и призвал «вернуть в школу классическую математику» с единым высоким уровнем для всех учащихся. Александр Милкус высказал замечания по содержанию проекта ФГОС по информатике и обществознанию, а также указал на разно­чтения в понимании термина «единое образовательное пространство». Майя Пильдес выразила опасение по поводу введения исследовательской деятельности как обязательного требования ко всем выпускникам школ. В ответном комментарии глава Минобрнауки России Ольга Васильева подчеркнула, что речь идет сугубо об учебных исследованиях и творческом поиске, навыками которого должны владеть школьники. Участники заседания также рассмотрели вопрос о создании комиссии по этике при Общественном совете.
Минобрнауки России совместно с Минздравом России, всероссийским общественным движением «Волонтеры-медики» и Российским движением школьников разработана программа открытого урока по формированию приверженности здоровому образу жизни. В преддверии Всемирного дня здоровья, который ежегодно отмечается 7 апреля, руководители профильных министерств Ольга Васильева и Вероника Скворцова приняли участие в торжественном запуске серии открытых уроков в школе №1253 города Москвы. Они призвали ребят вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди друзей и отучать от вредных привычек родителей. «Мы много времени проводим у компьютеров, и нам, конечно, нужно больше времени проводить активно. Уверена, что вы сможете и взрослых, и детей убедить в том, что здоровый образ жизни необходим», - сказала Ольга Васильева. Подобные школьные уроки планируется провести во всех регионах России.

Минобрнауки России обновило информационный ресурс для абитуриентов «Поступай правильно», разместив актуальные данные о вузах страны на 2018 год. Теперь сервис предоставляет не только навигацию по каждому вузу в разрезе уровней образования, направлений подготовки, средней стоимости обучения, но и позволяет абитуриентам предварительно оценить свои возможности. В сервис добавлены сведения о минимальных баллах ЕГЭ, необходимых для поступления на ту или иную специальность, краткое описание образовательного процесса и будущей профессии, информация о дополнительных баллах за индивидуальные достижения абитуриентов; а также о существующих в вузе условиях для инклюзивного образования. «Календарь абитуриента» позволит не пропустить важные события в ходе приемной кампании в высших учебных заведениях. Сервис «Поступай правильно» разработан в виде мобильного приложения и доступен на платформах iOS, Android, а также в виде мобильно-адаптивного веб-портала abitur.cbias.ru в сети Интернет.

Рособрнадзор дал старт Всероссийской акции «100 баллов для победы», посвященной подготовке выпускников к успешной сдаче ЕГЭ-2018. Акция проводится четвертый год подряд. 5 апреля она стартовала в Новосибирске, а следом пройдет и в других регионах. В запуске акции в лицее №22 «Надежда Сибири» приняли участие и. о. министра образования Новосибирской области Сергей Федорчук и начальник Управления оценки качества общего образования Рособрнадзора Игорь Круглинский. Стобалльники по обществознанию, физике, химии и математике встретились с нынешними старшеклассниками, провели мастер-классы и поделились своим опытом подготовки к экзаменам. Ребята предложили ввести отличительный знак для всех стобалльников страны. Игорь Круглинский попросил учеников лицея «Надежда Сибири», которые занимаются изготовлением сувениров, разработать макет значка. В рамках акции в лицее №22 открыта книжная полка «Я сдам ЕГЭ», где любой желающий может оставить свою книгу и взять на время другое издание для чтения и подготовки к ЕГЭ. Подобные книжные полки также откроются и в других регионах, в которых акция «100 баллов для победы» пройдет в течение апреля.

Рособрнадзором приостановлено действие лицензии Первого Московского юридического института. На основании решения Арбитражного суда приказом ведомства прекращено действие лицензии Нижегородского филиала Университета Российского инновационного образования, а также Института экономики.